Будущее сразу двух футбольных клубов российской высшей лиги оказалось под угрозой. Накануне начала чемпионата России сначала ФК «Москва» оказалась на грани банкротства. Затем о тех же проблемах заговорили в Самаре. Болельщики «Крыльев» собираются на митинг в поддержку клуба, но от их потуг мало что будет зависеть.
Кажется, что оба клуба спасут. Газета «Ведомости» узнала, что самарским «Крыльям» поможет «Транснефть». «В ближайшие дни клуб, контролируемый «Ростехнологиями», должен пройти лицензирование для участия в чемпионате России, но до сих пор он не смог расплатиться с долгами, которые, по разным оценкам, составляют от $60 млн до $85 млн», заявил изданию депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев.
А «Москве» вроде бы может помочь «Тольяттиазот». Проблемы у отечественных футбольных клубов возникли сразу после начала кризиса в России. Внезапно выяснилось, что содержать клуб с годовым бюджетом в 50-100 млн долларов бизнесу конечно под силу – но не особо надо. Топ-клубы, спонсируемые большими корпорациями, в меньшей степени были затронуты. Но и здесь не обошлось без декларируемого изменения отношения к спортивному непрофилю «чемпионов российского бизнеса». Так, гендиректор «Газпром нефти» и президент питерского «Зенита» Александр Дюков в ноябре прошлого года высказался в том духе, что клуб должен начать зарабатывать сам. "Уже в прошлом году "Зенит" получил в виде доходов 1,4 млрд руб, и это без учета поступлений от трансферов футболистов. Очень важно, что эти средства никак не связаны с деньгами, полученными от "Газпрома": клуб заработал их сам. Этого показателя пока не смог добиться ни один клуб Премьер-лиги", - подчеркнул тогда Дюков.
Такого рода заявления соответствуют ожиданиям спонсоров российского футбола (это самый богатый и самый затратный спорт), что когда-то можно будет заработать на футболе, надо только внедрить бизнес-схемы в мир большого спорта. До сих пор все эти идеи были исключительно утопическими. Ни «Зенит», ни ЦСКА, ни «Спартак» не начнут зарабатывать самостоятельно. Тем более не смогут построить стадион, стоимостью в 100-200 млн долларов. Для этого нужны деньги большого бизнеса.
А спонсоры российского спорта после начала кризиса повели себя ровно так, насколько они являлись болельщиками дотируемых клубов. За «Зенит» болеют лучший люди страны – «Газпром» от спонсоринга не откажется. А вот футбольному клубу «Томь» поначалу так не повезло. Зато повезло, что его проблемами озаботился вице-премьер, куратор ТЭК Игорь Сечин, обязавший работающие в Томской области госкомпании скинуться и закрыть долги клуба. Почти Путин и Пикалево была история.
С «Москвой» все более-менее понятно: часть спортивных проектов при дележе большого олигархического хозяйства Потанина-Прохорова досталась тем, кому не очень была интересна. А уж после начала кризиса настало время непрофиль слить. Самарским «Крыльям» банкротство угрожает не первый раз. Еще до прихода в регион «Ростехнологий» Сергея Чемезова активы в области продал спонсор клуба«Русал» и тогда «Крылья советов» были на грани разорения. «Ростехнологии» клуб спасли, но сегодня уже сама госкорпорация атакуется со всех сторон – ее упрекают в неэффективности весьма уважаемые чиновники во главе с президентом Дмитрием Медведевым. На альтарь «эффективности» и были принесены непрофильные активы – в лице самарского клуба, например.
Можно во всем винить «тучные года» дорогой нефти, когда бизнес – как государственный, так и частный – не считал денег, которые давал спортивным клубам ради отчета о «социальной ответственности» или же просто из соображений помощи любимому клубу. В Подмосковье все тучные годы активно возводили стадионы с одержали (в том числе за счет регионального бюджета) команды, а потом область оказалась в одночасье на грани дефолта. Или же канал «Спорт», о необходимости которого много говорил экс-президент Путин, в одночасье превращается в «Россию-2» - рекламой закупка контента не отбивается. Упала цена на нефть – и стало не до спорта (см. Михаил Захаров. Стало не до спорта). Но кажется, что проблема шире.
Непонимание крупного бизнеса как и главное зачем зарабатывать на спорте привело к тому, что вместо спортивной индустрии в России сложилась система почти неконтролируемого распила спортивных бюджетов – федеральных, региональных, бизнес-корпораций. Дорогие игрушки в лице футболистов-миллионеров в этой системе слабо отличаются от яхт и островов для «олигархов» и многоэтажных деловых центров для госкомпаний– инвестирование, конечно, но не в бизнес, а в статус. Потому что отношение к спорту как к бизнесу у нас так и не сложилось. А без такового отношения заявления Александра Дюкова будут пустыми декларациями, покуда клубы-банкроты будут спасаться за госсчет (в той или иной форме), а менеджмент клубов будет скупать игроков по цене в 20-30 млн долларов.
В этом контексте тревожно за реализацию олимпийского проекта. Не в том смысле, что не построят объекты в срок – построят. И не в том, что потратят на них существенно больше здравого смысла – конечно потратят. А в том смысле, что построенные за государственные и частные деньги объекты более никогда вне политического статусного проекта «Олимпиада в Сочи» не будут востребованы. И опять возникнет вопрос – а может стоило построить пару-тройку заводов вместо десятка стадионов и санно-бобслейной трассы?