Безуспешное для репрессивной системы завершение дела Чиваркина, конечно, происходит от нежелания властей плодить «политэмигрантов». И выглядит совсем неизбежным после вынесения Михаилу Ходорковскому второго большого срока. Однако есть и иная интерпретация — силового ресурса для укатывания конкурентов вчистую недостаточно.
Международный розыск бывшего совладельца «Евросети» Евгения Чичваркина будет отменен в связи с прекращением в отношении него уголовного дела, сообщил «Интерфаксу» в понедельник источник в правоохранительных органах. «Поскольку уголовное дело в отношении Чичваркина, находящегося в Великобритании, прекращено, предприниматель будет снят с международного розыска», - отметил собеседник агентства.
Сам Чичиваркин уже изъявил желание вернуться в Россию. Ранее предприниматель также говорил о желании вернуться.Правда, на похороны матери он не смог приехать, опасаясь ареста.
В результате возбуждения уголовного дела Чичваркин был вынужден уехать из страны, бизнес после наезда силовиков был продан, как выражался экс-владалец «Евросети» «за копейки». В целом налицо был именно случай силового рейдерства. В исследовании СМИ какового феномена Чичваркин очень сильно помог. Такая вот ирония — за что боролся.
Позиция российского истеблишмента по делу Чичваркина не была единой. В этом коренное отличие его от созвучного процесса раздербанивания «Юкоса». В случае «Юкоса» задействованная политическая мощь была всем очевидна настолько, что вслух бизнесмен решительно осуждался (или выбиралась позиция умолчания). Чичваркин никаким «оппозиционером не выглядел: он участвовал в мероприятиях с участием замглавы администрации президента Владислава Суркова, собирался возглавить московское отделение вполне лояльного «Правого дела». Зато имелась позиция «здесь и так все понятно, за что милиция Чичваркина трясет». Меж связь дел имеется.
По всей видимости, не в последнюю очередь прекращением дела Чичваркин обязан как раз Ходорковскому. Жесткий приговор по второму делу должен был как-то компенсироваться. И плодить «ходорковских» для России не очень выгодно в текущих условиях. Любящий общаться с прессой Чичваркин мал помалу превратился в «еще одну жертву российского режима» и «политэмигранта».
Другой вывод, который можно сделать по итогам «дела Чичваркина», состоит в недостаточно одного лишь силового ресурса для безболезненного и окончательного раскассирования конкурентов. Во время дела «Юкоса» власть стремилась легитимизировать свои действия и в глазах ширнармасс , и в глазах элит. Скорее для последних были выдуманы интерпретации «заигрался в политику» и прочая. Была задействована вся пропагандистская машина государства. Все силовые органы действовали согласованно. И тем не менее негативные последствия не удалось преодолеть. Дмитрию Медведеву в Давосе вновь придется отчитываться по Ходорковскому, в 2003 году финрынки моментально просели. Многие на Западе всерьез обещали заблокировать IPO «Роснефти», которая купила основной актив «Юкоса» - «Юганскнефтегаз».
Уже из того дела можно было сделать вывод, что при использовании силового ресурса в качестве основного и едва ли не единственного, получаешь негативные последствия. Покрайней мере в имиджевом плане. И сложнее играть вдолгую — и так небольшой в России ресурс доверия (в данном случае бизнеса к государству) девальвируется почти до нулевой отметки. «Дело Чиваркина» стало неудачным повторением, только без задействования всего имеющегося ресурса. В первую очередь, в силу незаинтересованности верховной власти в конфликте.
Отыграв тему Чичваркина назад, власти России признали еще, что в силовых органах далеко не все в порядке. Едва ли можно лечить такие заболевания новым законом о милиции. Хотя приятно, что в конкретном случае возобладал здравый смысл. В закон как-то не верится, так хоть здравый смысл.