Московские аэропорты вновь дарят целый пакет скандальных новостей. Однако есть подозрение, что значительная часть новостей обусловлена конкурентной борьбой самих хозяйствующих субъектов. Для транспортной ситуации такая конкуренция, скорее, плоха. Для потребителя, как ни парадоксально, хороша.
Целый шлейф новостей из мира московского авиаузла последовал за выходные. Во-первых, правительственные рейсы перебазируются в «Шереметьево» на более долгий срок, нежели планировалось ранеее. Правительственные рейсы могут вылетать из аэропорта Шереметьево до 1 августа, пишет сегодня «Коммерсантъ». Это чревато сокращением чартерных программ авиакомпаний и пробками на Ленинградском шоссе в течение всего дачного периода.
Конкурс по выбору генерального подрядчика на реконструкцию специальной полосы для первых лиц в аэропорту Внуково перенесен с 5 апреля на 5 мая. Проект не прошел госэкспертизу. В Росавиации не исключают, что перенос сроков конкурса может привести и к пересмотру сроков реконструкции. Изначально начало реконструкции взлетно-посадочных полос во Внуково, а также рулежных дорожек РД-18, РД-20, было запланировано на 15 апреля — 1 июля. На реконструкцию и усовершенствование дорожек планируется потратить около 10 млрд рублей.
Во-вторых, в «Домодедово» случился очередной «транспортный коллапс». Тысячи людей вечером в воскресенье скопились у стоек паспортного контроля зоны прилета в аэропорту «Домодедово», сообщил «Интерфакс». По свидетельству корреспондента, людям в очереди становилось плохо, пассажиры жаловались на то, что нечем дышать, некоторые женщины были на грани обморока. Кондиционеры не работали, а справочные службы информации не давали.
Здесь имеется проблема: винить руководство аэропорта, как и в случае с «плохой системой безопасности, повлекшей теракт» , стоит очень аккуратно. Таможенники (равно как и милиционеры) менеджменту аэропорта не подчиняются и руководство прикомандированных к аэропорту силовиков легко может устроить рукотворный коллапс любой степени тяжести.
Кажется, что обе новости, скорее, имеют отношение к борьбе за конкурентную борьбу между московскими аэропортами и противостояние вокруг них.
Многолетняя борьба теневых рейдеров за «Домодедово» с нынешними собственниками аэропорта приводит к той ситуации, когда любой информационный повод по аэропорту годится в дело.
Периодически следуют разной степени ассиметричности ответы. От ответов пресс-службы о том, что все функционирует штатно до скрытых кивков в адрес конкурентов по известному принципу «а у вас негров линчуют». До конца непонятно, но обещанный летний транспортный коллапс на Ленинградке выглядит ассиметричным ответом то ли со стороны «Домодедово», то ли от нежелающего сливаться в экстазе «Внуково» (премьер Путин на прошлой неделе пообещал слияние «Внуково» с «Шереметьево» - см. Разрубить авиационный узел).
Бьются аэропорты и за то, в каком порядке и где вообще целесообразно строить еще одну взелтно-посадочную полосу — в «Шереметьево» или «Домодедово». И здесь тема транспортного коллапса в аэропорту тоже пригодна к использованию. Ведь третья полоса означает увеличение пропускной мощности аэропорта и, стало быть, пассажиропотока. После чего приводится аргумент из серии «какая же вам полоса, когда и сейчас не справляетесь».
Таким же образом прошлым летом в коллапсе на Ленинградке гендиректор «Шереметьево» обвинял руководство «Внуково» и столичные власти в ведении нечестной конкурентной борьбы. Тогда «Шереметьево» выручил лично премьер Путин (см. Блог Всемогущий).
Конкурентная борьба между аэропортами одного транспортного узла, по словам экспертов, - российское ноу-хау. И ничего хорошего для транспортного развития не сулит. Однако же конкуренция продолжается и продолжается с периодическими публичными скандалами и всяческими коллапсами.
буфеты в аэропортах баснословно дороги (там, правда, и входной билет недешевый), кондиционеры и правда безобразно плохо работают (в условиях московского смога прошлым летом был в «Домодедово», могу засвидетельствовать — не работали) и так далее. И частично скандалы заставляют менеджмент шевелиться. Не всегда и не всегда результат получается тем, что нужно, но уже что-то.