будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 25, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

В ожидании компенсации

В ожидании компенсации
gric_big

Государственная Дума России одобрила создание рабочей группы, которая будет заниматься совершенствованием законодательства в сфере восстановления и защиты сбережений граждан. Речь в данном случае идет о сбережениях советской эпохи в виде вкладов в Сбербанке РФ (Гострудсберкассах РСФСР), страховых полисах Госстраха СССР и разного рода целевых товарных обязательствах. Эти сбережения были обесценены во время экономической реформы 1992 года, когда резкий скачок цен (розничные цены выросли в 6 раз за год) превратил их в малозначимые суммы. С тех пор ведутся неослабевающие дискуссии о необходимости восстановить потерянные сбережения, которые иногда воплощаются в законодательные инициативы или судебные иски отдельных граждан к российскому государству, однако ни к чему конкретному эти разговоры не приводят. Волна требований о возмещении потерь разбивается о жесткую позицию Министерства финансов РФ, которое каждый раз заявляет, что в бюджете не подобные мероприятия средств нет и никогда не будет.

Кроме того, чтобы подкрепить свою практическую позицию теоретическими доводами, Министерство постоянно указывает, что данные сбережения носят чисто инфляционный характер и не имели (а также не имеют) никакого товарного покрытия. Дело в том, что львиная доля сбережений граждан носила т.н. вынужденный характер, так как Советский Союз имел большую инвестиционную программу, которая финансировалась за счет эмиссии денег Государственным банком СССР. Эти деньги выплачивались в виде заработной платы занятым на стройках и на предприятиях, производящих для них стройматериалы и оборудование, и большая часть этих денег оседала во вкладах граждан, так как потратить их было практически не на что. Большой объем инвестиций, к сожалению, приводил к совершенно незначительному вводу в действие готовых хозяйственных объектов, а те объекты, которые все-таки вводились в строй, были страшно далеки от потребительского комплекса. Поэтому большая часть денег, выплачиваемых в инвестиционном комплексе, для их владельцев была совершенно бесполезной. Эти деньги откладывались в виде сбережений, однако надежды на то, что их когда-нибудь можно будет обменять на товары, были призрачными. Людей фактически облагали дополнительным налогом, хотя сами они об этом и не подозревали, считая свои сбережения вполне полновесными и обеспеченными.

Отказ в восстановлении сбережений подкреплялся еще одним теоретическим соображением, по которому восстановление вкладов в прежних размерах вызовет в российской экономике инфляционную волну, по своим размерам сопоставимую с инфляционной волной 1992 года. А это обязательно произойдет, если восстановить (индексировать) вклады с учетом полного роста цен за период с 1991 года по настоящее время. Подсчеты, которые все время проводятся, показывают, что для восстановления покупательной способности вкладов их надо проиндексировать, как минимум, в 30 раз. Естественно, это приведет к очень большой денежной эмиссии, которая не будет иметь товарного покрытия, и поэтому вызовет бурный рост цен, чего, понятное дело, надо избегать всеми силами.

При этом нельзя сказать, чтобы государство вообще ничего не делало со сгоревшими сбережениями. Напротив, начиная с 1996 года, оно ежегодно производит т.н. компенсации вкладов граждан в Сбербанке РФ. Однако размер этих компенсаций совершенно ничтожный, и ни в какой степени не отражает масштаба потерь, понесенных владельцами сбережений.

Хотя соображения представителей государственной власти об инфляционном характере советских сбережений и об отсутствии для них соответствующего товарного покрытия являются абсолютно верными, тем не менее, при принятии решения, восстанавливать сбережения, или не восстанавливать, нельзя сбрасывать со счетов моральный аспект. Миллионы советских граждан работали десятилетиями, причем очень часто в совершенно невыносимых условиях, чтобы заработать себе на жизнь. Не их вина, что объекты, которые они строили, оказались просто ненужными. Они работали, они зарабатывали - и поэтому имеют полное право на восстановление покупательной способности своих сбережений.

Поэтому создание рабочей группы Государственной Думы, которая будет заниматься проблемой восстановления сбережений, можно только приветствовать. Ее деятельность тем более можно будет приветствовать, если она приведет к конкретным результатам. Однако достичь их будет крайне нелегко как раз вследствие тех самых причин, на которые упирают органы государственной власти, не желающие проводить восстановление сбережений советской эпохи. Дело в том, что объем средств, который нужно привлечь для восстановления покупательной способности вкладов, так велик, что российская финансовая система, тем более во время мирового экономического кризиса, просто не сможет с ним справиться.

По официальным данным, общая сумма обязательств (и по вкладам, и по товарным облигациям, и по страховым полисам) достигает 22 трлн. руб. Сумма эта совершенно неподъемна ни с точки зрения государственных финансов, ни с точки зрения денежного обращения. Правда, возникает ощущение, что она сильно завышена, потому что в свое время, когда мы оценивали перспективы восстановления вкладов, вся эта операция стоила только 10,35 трлн. рублей. Поэтому размер индексации наверняка потребует уточнений.

Но сейчас это не так важно, потому что требуемую сумму раздобыть все равно будет невозможно. Напомним, что в 2007 году доходы федерального бюджета составили 6,9 трлн. руб., в 2008 году – 8,6 трлн. руб., и 6,5 трлн. – в 2009 году (все данные - на 01 декабря текущего года). То есть понятно, что хотя на индексацию вкладов требуется около 3-х среднегодовых бюджетов, однако использовать их на эту цель невозможно, так как все доходы расписаны по соответствующим статьям расходов, и изменить здесь ничего нельзя. И эти средства тем более невозможно использовать, что уже по итогам и 2008, и 2009 годов федеральный бюджет был дефицитным. И он останется дефицитным еще несколько лет.

То же самое можно сказать о возможном влиянии восстановления вкладов на денежное обращение. На начало декабря 2009 года рублевая денежная масса (агрегат М2) составляла 14 трлн. руб., поэтому восстановление вкладов, если оно будет произведено за счет денежной эмиссии, увеличит ее в 2,6 раза, до 36 трлн. руб. Даже если растянуть индексацию обязательств на несколько лет, эффект от подобного увеличения денежно массы для российской экономики будет сокрушительным.

То есть, вне зависимости о того, к каким выводам придет рабочая группа Государственной Думы, самая идея восстановления вкладов и других обязательств еще долго будет ждать своего воплощения в реальные действия; до тех пор, во всяком случае, пока федеральный бюджет сначала сам не восстановит свои доходы и снова не станет профицитным.

Тем не менее, несмотря на объективные трудности обсуждаемого мероприятия, кое-что можно будет сделать прямо сейчас, не дожидаясь окончания кризиса и восстановления хозяйства. Никто и ничто не помешает государству, естественно, после принятия соответствующего законопроекта, выпустить новые долговые обязательства и обменять их на старые советские долги. Тем самым оно признает этот долг, что повысит доверие к нему со стороны граждан. Эти новые обязательства, эмитировать которые можно будет в бумажной форме, будут время от времени погашаться, в зависимости от состояния федерального бюджета, точнее – его профицита. Объем погашения будет определяться объемом профицита того или иного финансового года, а какие конкретно обязательства будут погашаться в данном году, можно будет определять, например, путем проведения тиражей. Таким образом, этот долг может быть погашен, хотя, конечно, процесс затянется минимум на десять лет.

Поскольку срок погашения и, соответственно, срок обращения этих обязательств будет достаточно длительным (или эти обязательства вообще будут бессрочными), то имеет смысл предпринять некоторые меры по повышению их ликвидности, например, предусмотреть возможность продавать их или использовать в качестве залога. Еще одной мерой, которая могла бы повысить ликвидность этих обязательств, может быть установление процентных платежей. Однако эта мера представляется крайне сомнительной, так как эти платежи, даже очень небольшие (например, 5% в год), вместе с ежегодными погашениями, пробьют большую брешь в бюджете и будут практически неисполнимыми.

В общем, сложностей, связанных с идеей восстановления вкладов, более чем достаточно, поэтому мы от всего сердца желаем успеха рабочей группе по совершенствованию законодательства в сфере восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации.

См. также:

  • Григорий Гриценко. Имитация компенсации
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).