Привлечение рекордного кредита "Роснефтегазом" и удачное IPO "НОВПАТЭКа" обозначили резкий перелом в настроениях иностранных инвесторов. На самом деле, еще в июне прирост инвестиций составил 11,1% против прошлогоднего. По предварительной оценке Центробанка, за II квартал иностранные инвесторы вложили в российские предприятия $3,9 млрд, дали кредитов на $3,8 млрд, а еще $0,3 млрд обеспечили портфельные инвесторы.
Рост обеспечили иностранные кредиторы и инвесторы, которые за последние два месяца выделили российским компаниям как минимум $8 млрд. Согласно оценкам, в мае — июле предприятия и банки привлекали по $3,8-4 млрд ежемесячно, причем в отличие от 2004 г. в основном за счет банковских кредитов, а не выпуска еврооблигаций. Так, только в июне "Внешторгбанк" разместил облигации на $1 млрд, "Сбербанк" занял 500 млн евро, "Альфа-банк" занял $250 млн, а ХКФ-банк выпустил на такую же сумму евробонды. Не отставали от банков и предприятия: “МегаФон” привлек $841 млн кредитов, “Северсталь” — $300 млн, а “Амтел” — $175 млн.
Росстат еще не опубликовал отчет об июньском развитии экономики, но министр экономического развития и торговли Герман Греф предал гласности данные, свидетельствующие о том, что в июне объем капитальных вложений превысил прошлогодний уровень на 11,1% (в июне 2004 г. — на 11,8%), а в первом полугодии — на 9,4%.
А ведь начало 2005 г. ознаменовалось крайне низкой инвестиционной активностью предприятий. В I квартале капвложения с учетом сезонности и календарного фактора даже падали на 0,2% в месяц (в 2004 г. — росли на 1,2% ежемесячно), а в апреле — мае росли на 0,35% в месяц. “Невысокая инвестиционная активность связана прежде всего с общими проблемами доверия между бизнесом и властью”, — говорилось в последнем, майском, экономическом обзоре Минэкономразвития.
Результаты июня превзошли самые смелые ожидания экономистов. Инвестиции резко ускорились. Такого роста не было с IV квартала 2004 г. Однако IV квартал сам по себе не очень хороший уровень - это разгар "дела ЮКОСа", замораживание сделки по "Силовым машинам", торможение ряда крупных слияний. Единственым исключением стало продолжение сделки ЛУКойл - Conoco. Однако руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич утверждает, что инвестиции со снятой сезонностью подскочили на 5%. По его мнению, такого гигантского скачка инвестиций не было со времен инвестиционного бума в начале 2000 г.
Однако дать точную интерпретацию роста инвестиций пока невозможно - разбивку по секторам и источникам инвестиций второго квартала Росстат опубликует только в сентябре. Странно - за последние месяцы инвестиционный климат радикально не улучшился, но инвесторы стали “подзабывать” "дело ЮКОСа”. “На февральских встречах иностранные инвесторы спрашивали о ЮКОСе и о том, не повторится ли та же история с другими крупными компаниями, — говорит главный экономист по России ING Bank Юлия Цепляева. — В июне инвесторов больше всего интересовали темпы укрепления рубля”.
В начале 2005 г. рост инвестиций ограничивался не столько нехваткой у предприятий денег, сколько нежеланием их инвестировать, предполагает Цепляева. Суммарная прибыль в экономике за январь — май в реальном выражении выросла примерно на 10%, отмечает экономист Центра развития Валерий Миронов, так что возобновления прироста инвестиций можно было ожидать еще весной. “Климат не улучшился, но инвесторы осознали новые правила игры”, — резюмирует он.
Во-первых, иностранные кредиты могут быть способом обезопасить бизнес - заложив в российский актив, как мину, иностранный кредит, предоставить будущему "недружелюбному поглотителю" разбираться с иностранным банком. Во-вторых, не всякие деньги, приходящие из-за рубежа, - это, строго говоря, иностранные инвестициии. Многие российские бизнесмены держали весьма солидные суммы в оффшорах. Перевод денег из одной части имущества российского бизнесмена в другую может быть результатом убедительной работы Администрации Президента, как выразился один из ее сотрудников, по изменению настроения олигархов с "челсипокупательного" на инвестиционное.
Но чтобы говорить о кардинальных изменениях, желательно все-таки дождаться публикации показателей по секторам. Вполне может оказаться, что подобный рост заметен лишь у 10-15 компаний на всю страну. И тогда это означало бы, что иностранные инвестиции просто идут в компании с надежной политической крышей.