Самый экологичный на сегодняшний день стандарт бензина, «Евро-6», начал продаваться в Краснодарском крае на заправках НК «Роснефть». Компания последовательно расширяет географию продаж «зеленого топлива», пилотный проект по выпуску и продаже нового бензина ATUM – 95 «Евро-6» стартовал в апреле в Башкирии.
Высокооктановый бензин «Евро-6» реализуется с улучшенными экологическими и эксплуатационными свойствами, а его цена не превышает стоимость стандартного бензина АИ-95.
«Роснефть», как экологически ответственная компания, постоянно совершенствует производство высокотехнологичных видов топлива и нефтепродуктов. В «Евро-6» меньше серы, что снижает коррозионную активность, меньше бензола и ароматических углеводородов, следовательно, ниже токсичность выхлопных газов.
Об экологических топливных стандартах, об их важности как для автомобилистов, так и для окружающей среды, рассказал вице-президент «Роснефти» по нефтепереработке Александр Романов в интервью «Известиям».
Он напомнил, что «Евро» - это европейский стандарт, в России действует собственный Техрегламент на топливо, согласно которому по своим экологическим характеристикам оно подразделяется на классы от 2-го до 5-го. Европейские страны просто первыми стали выдвигать экологические требования к топливу, а Россия какое-то время была в этом вопросе в роли «догоняющей». При этом российские требования полностью соответствуют международным, то есть российское топливо класса «К5» по своим экологическим характеристикам полностью идентично европейскому топливу «Евро-5».
Когда в России был введен первый экологический стандарт, двигатели большинства автомобилей страны были старые, они были приспособлены к топливу никак не выше класса К2 . Но экономика развивается, развивается и автомобильный рынок, люди покупают новые машины и им нужно совсем другое топливо.
С 1 июня 2017 года на территории России запрещены продажи топлива ниже класса «К5», другое топливо, худшего качества, просто физически не производится. Романов напомнил, что в апреле этого года «Роснефть» запустила в Башкирии пилотный проект по производству бензина «Евро-6». Это был первый опыт производства такого топлива не только в России, но и в мире. В Европе сейчас такого высокоэкологичного бензина нет, европейцы пока не умеют его делать. Таким образом можно сказать, что по топливным стандартам мы перегнали Европу.
Пилотный проект оказался удачным, и теперь он будет масштабироваться на другие НПЗ компании. В качестве второго шага выбран Саратовский НПЗ с поставкой в Краснодарский край, «Евро-6» там можно будет купить на более чем 200 АЗС компании уже в конце сентября.
Важно подчеркнуть, что в качестве приоритетного направления «Роснефть» выбрала именно Черноморское побережье, поскольку много людей ездят туда отдыхать на собственных автомобилях. И это регион, где у «Роснефти» существенная доля розничного рынка. Поэтому появление на АЗС компании топлива «Евро-6» внесет значительный вклад в улучшение экологической обстановки в регионе. Крупные города – это следующий шаг компании. И, как говорится, «далее везде».
Сегодня ужесточение экологических норм к топливу – общемировой тренд, и тут «Роснефть» работает на опережение, повышая экологичность топлива.
Раз есть требования по двигателям «Евро-6», значит, появится и топливо. «Просто мы сделали его первыми», подчеркнул Романов. А начать выпускать топливо более высокого экологического стандарта компании позволила масштабная реконструкция Саратовского НПЗ и изменение технологии изготовления топлива, в том числе, компонентного состава. «Роснефть» сумела разработать такой алгоритм производства, который позволил компании не только существенно улучшить экологические характеристики бензина, но и сделать это без ущерба для себестоимости производства.
Вице-президент компании напомнил, что по цене ее бензин «Евро-6» не будет отличаться от «Евро-5», и в этом – конкурентное преимущество. «Роснефть» пока единственная компания, кому оказалось по силам запустить такое производство.
О готовности начать производство «Евро-6» заявлял «Лукойл», но пока информации, что это удалось ему или другим компаниям, нет. Ведь наравне с необходимым техническим оснащением это еще и вопрос компетенций. И у «Роснефти», как показывает практика, они на высоте.
«Роснефть» проводит беспрецедентную программу модернизации своих НПЗ. Она самая масштабная в стране - 1,4 трлн рублей. Уже завершено строительство и модернизация 22 основных установок и комплексов нефтепереработки. Вся произведенная на них продукция поставляется на внутренний рынок. Мы крупнейший поставщик. Поэтому и уделяем такое пристальное внимание развитию экологических характеристик нашего топлива. Ведь это не для кого-то. Это для нас с вами, для наших детей. Вы знаете, что концентрация смол, ароматики и бензола – всего того, что принято называть автомобильным выхлопом – все это концентрируется на уровне 1 метр от земли. И когда мы ведем детей в школу или детский сад, это они, прежде всего, дышат этих воздухом.
Чистый воздух – это главный приоритет, подчеркивает Романов. И стандарт «Евро» - это, действительно, прежде всего, про экологию. При использовании «Евро-6» по сравнению с «Евро-5» существенно снижается токсичность отработанных газов - 20% по объемной доле угарного газа и углеводородов, а также до 4% оксидов азота.
Но и для самого автомобиля высокоэкологическое топливо дает немало. Компания проводила испытания нового топлива на реальных работающих двигателях. В условиях лаборатории наши «испытуемые движки» проехали по 60 тысяч километров. Испытания показали, что количество отложений на впускных клапанах снижается до 12,5%, а отложения в камере сгорания двигателя автомобиля сокращается почти на 13%. Это дает улучшение эксплуатационных свойств, а значит, снижается износ двигателя.
На вопрос, есть ли предел совершенству и ждут ли нас в будущем экологические стандарты «Евро-7», «Евро-8» и так до бесконечности, вице президент "Роснефти" ответил, что так будет до тех пор, пока человечество не перейдет на принципиально иной вид двигателей.
"Уверен, что и на этом, совершенно новом рынке, «Роснефть» сумеет завоевать лидерские позиции", - подчеркнул Александр Романов.