будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ВПК
Июнь 18, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Военно-гражданский симбиоз

Военно-гражданский симбиоз
maxresdefault
Специальная пожарная машина на базе танков Т-72 и Т-80

Программа вооружений, принятая до 2020 года, предполагает значительное увеличение расходов на переоснащение армии и флота, а также обновление производственного аппарата оборонной промышленности. Практически все средства, выделяемые из федерального бюджета по этой программе, уйдут на чисто военные цели. Тем не менее, мы рискнем предположить, что подобное расходование средств является не самым оптимальным, так как предприятия российского оборонно-промышленного комплекса могут выпускать товары не только военного, но и гражданского назначения. Правда, перестройка производства (временного или постоянного) для гражданских потребностей потребует некоторых средств, но их можно найти как раз в составе программы вооружений.

В одновременном (или попеременном) выпуске гражданской и военной продукции нет ничего особенного. Не случайно большинство международных машиностроительных концернов именно так и поступают, имея в своем составе одновременно и гражданский, и военный дивизионы. Эта схема организации производства несет в себе разного рода выгоды: во-первых, возможность обмениваться технологиями и материалами и, во-вторых, возможность использовать средства, получаемые из государственного бюджета страны-заказчика на финансирование не только военных, но и гражданских разработок.

В некотором смысле похожую схему использовали и предприятия советского ВПК, когда, например, выпускали на своих мощностях т.н. товары широкого потребления – телевизоры, электронные игры и магнитофоны. А в некоторые предприятия военно-гражданская схема была встроена жестко: так, автомобильные заводы, громе гражданских грузовиков, выпускали их военные модификации, тракторные заводы изготовляли танки, а хорошо известный «Уралвагонзавод», кроме железнодорожных вагонов, также выпускал (и выпускает) тяжелую бронетехнику. О возможностях химических предприятий в этой сфере можно даже и не говорить.

Но все-таки организация работы предприятий советского ВПК сильно отличалась от деятельности западных концернов. Для советских предприятий выпуск гражданской продукции был побочным занятием, причем во многих случаях вынужденным, когда военным заводам приходилось заниматься непрофильными видами деятельности только под нажимом «вышестоящих органов управления». И хотя выпускаемая ими гражданская продукция была неплохого качества, однако себестоимость такой продукции была гораздо выше аналогичной гражданской (из-за необходимости включать в нее специфические расходы военных предприятий), а передача технологий и материалов из военных цехов в гражданские была практически невозможна из-за режима секретности.

У иностранных концернов организация была другой. Выпуск гражданской продукции являлся основным видом деятельности, и за счет него они получали львиную долю прибыли. Более того, за счет прибыли, полученной от реализации гражданской продукции, финансировались научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы военных дивизионов, чтобы на конкурсах, организуемых военными министерствами, можно было предъявить уже хорошо проработанные образцы новой техники. А вот у советских предприятий ВПК все было наоборот – из-за высокой себестоимости производство гражданских изделий являлось для них убыточным.

Попытка осуществить широкомасштабную конверсию военного производства была предпринята советским политическим руководством в конце 80-х годов, однако большого успеха она не имела. Идея организовать выпуск гражданской продукции на оборудовании, на котором выпускается военная, была обречена на неудачу. Во-первых, из-за того, что перепрофилировать многие виды оборудования было просто невозможно; и, во-вторых, себестоимость гражданской продукции, выпускаемой на военных заводах, опять же была гораздо выше себестоимости таких же изделий, выпускаемых чисто гражданскими предприятиями.

С учетом этих обстоятельств и имеет смысл производить реструктуризацию российского оборонно-промышленного комплекса. Нет необходимости изменять профиль уже действующих военных предприятий, но вот построить рядом с ними предприятия гражданского профиля, которые могли бы использовать их материалы и технологии и, что самое главное, работающий на военных заводах персонал – экономический эффект от подобного рода диверсификации был бы очень большим.

Более того, у нас уже есть успешный опыт подобного рода диверсификации – это строительство завода по выпуску самолетов «Сухой Супер Джет», входящего в состав крнцерна «Сухой», который, вообще говоря, специализировался на выпуске боевой авиации. Разумеется, этот опыт можно распространить не только на выпуск авиационной техники, но и, например, на судостроение; или, что будет, конечно, уже не так заметно, но от этого не менее эффективно – на организацию выпуска компонентов сложного машинотехнического и химического оборудования, которое сейчас приходится закупать за рубежом.

Таким образом, при грамотном маневре имеющимися ресурсами можно развить не только военное, но и гражданское производство, которые смогут взаимодействовать следующим образом: военные подразделения будут передавать в гражданские оборудование, материалы и кадры и, в свою очередь, получать от них финансирование для разработки новых проектов. Тогда значительная часть оборонных расходов может быть снята с общегосударственных финансов.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).