Правительство Японии знает об отмене результатов государственной экологической экспертизы ТЭО второго этапа $20-миллиардного проекта "Сахалин-2" , сказал главный секретарь кабинета министров Японии Синдзо Абе.
Абе выразил обеспокоенность по поводу того, что задержка начала второго этапа проекта может повредить тесному сотрудничеству между Россией и Японией. "Я понимаю, что Россия отменила одобрение второго этапа "Сахалин-2" 18 сентября", - сказал Абе. "Я считаю, что долгосрочные задержки могут оказать отрицательное влияние на российско-японские отношения в целом", - добавил Абе.
Причиной для столь громких заявлений стало то обстоятельство, что Министерство природных ресурсов России объявило вчера об отмене приказа от 2003 года по поводу положительного заключения экологической экспертизы на комплексное освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений. Как заявил руководитель пресс-службы ведомства Ринат Гизатуллин, “без экологической экспертизы Sakhalin Energy не сможет работать”. Это решение МПР еще нужно согласовать с Ростехнадзором. В Sakhalin Energy заявили, что, если оно вступит в силу, не исключено, что компания будет оспаривать его в суде.
Проект "Сахалин-2" имеет давнюю историю. Его основным оператором является международный консорциум Sakhalin Energy, который с 1994 года осваивает местные месторождения на основе соглашения о разделе продукции. Участниками консорциума являются англо-голландская Royal Dutch/Shell (55%), а также японские Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%).
В настоящее время в рамках проекта осваиваются Пильтун-Астохское нефтегазовое и Лунское газоконденсатное месторождения с запасами 150 млн т нефти и 500 млрд куб м газа. Все эти годы Sakhalin Energy постепенно наращивала объемы добычи. Так, в 2005 году было добыто 12 млн баррелей нефти. Достичь этого было достаточно непросто, учитывая, что сезон добычи нефти на "Сахалине-2" составляет полгода, и только с 2007 года компания планирует перейти на круглогодичную добычу.
"Сахалин-2" уже производит нефть и должен стать крупнейшим в мире проектом по добыче сжиженного природного газа (СПГ) в мире. Начало работы СПГ было намечено на лето 2008 года, основными потребителями которого должны были стать Япония, США и Южная Корея.
Генпрокуратура утверждает, что задержка начала второго этапа не означает, что это приведет к закрытию $20-миллиардного проекта. Представители компаний Mitsui и Mitsubishi заявили ранее, что "они не могут подтвердить отмену одобрения проекта и отказались комментировать другие проблемы, такие как задержки введения проекта в эксплуатацию".
Бизнес-интрига реализации проекта заключается в том, что переговоры о вхождении в проект ведет «Газпром». Председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер заявлял об этом еще в июне 2003 года. Однако до последнего времени газовой монополии так и не удалось достигнуть определенных результатов, а переговоры о вхождении далеки от завершения.
Зато ряд успехов участников консорциума подстегнул интерес газовой монополии к вхождению в проект. Настоящий прорыв в реализации проекта произошел в феврале 2005 года, когда Sakhalin Energy договорился о поставках сжиженного природного газа (СПГ) в Южную Корею на сумму 6,5 млрд долларов. Соглашение с госкомпанией Kogas предусматривает экспорт газа в объеме от 1,5 млн т до 2 млн т в год в течение 20 лет. Таким образом, Sakhalin Energy стала первой компанией, договорившейся об экспорте российского газа на южнокорейский рынок, и благодаря этой сделке ей удалось довести перспективную загрузку своих проектных мощностей по производству СПГ до 6,5-7 млн т в год.
"Газпром" в 2005 году договорился о получении блокирующего пакета в проекте "Сахалин-2" у оператора проекта "Shell" в обмен на долю в некоторых своих активах, в частности, речь шла о доле в проекте освоения неокомовских залежей крупного Заполярного месторождения. Однако осенью Sakhalin Energy увеличил расходы на проект с первоначальных $12 млрд до 20.
Это вызвало сильное недовольство «Газпрома» и фактически сорвало переговоры по получению "Газпромом" блокпакета. Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов, в частности, заявил о приостановлении переговоров: "они фактически не двигаются больше года в связи с заявленным "Сахалином-2" изменением экономических параметров проекта, которые до сих пор не согласованы с правительством РФ. В этой ситуации мы не можем продолжать переговоры".
По мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Мангилева, проект «Сахалин-2» с финансовой точки зрения сегодня выглядит гораздо более привлекательным, чем десять лет назад, когда подписывалось соглашение, и государство понимает, что экономическая выгода от «Сахалина-2» теперь может быть гораздо больше. Именно поэтому оно теперь начинает попытки торговаться косвенными путями с операторами проекта.
Японские власти всерьез обеспокоены претензиями к операторам «Сахалин-2» и усматривают в них политический подтекст. По крайней мере, к защите интересов японских корпораций подключились японские политики. Вчера состоялась встреча чрезвычайного и полномочного посла Японии в России Сайто Ясуо и министра природных ресурсов Юрия Трутнева. По мнению Ясуо, выявленных Росприроднадзором нарушений недостаточно для отмены заключения государственной экологической экспертизы. Но Трутнев ответил, что Sakhalin Energy не стремится сотрудничать с Росприроднадзором, а пытается оказать на российское природоохранное ведомство давление через СМИ и дипломатические каналы.
Частная проблема претензий к Sakhalin Energy может стать большой головной болью для российских властей уже в самое ближайшее время. Особо неприятно в заявлении Синдзо Абе является то, что именно с российской проблематики он начнет свою деятельность в ранге премьера. Ранее нынешний премьер Коидзуми называл Абе своим преемником. Как ожидается, Либерально-демократическая партия Японии завтра решит вопрос о преемнике Коидзуми. То есть заявление будущего премьера в полной мере является заявлением политическим. Фактически период относительной «разрядки» между Россией и Японией (с визита Владимира Путина в Японию в октябре 2005) может завершиться, а причиной станут разногласия вокруг «Сахалина-2».
Как отмечают аналитики, за время правления Коидзуми японская политическая система изменилась. Методы принятия решений усилиями Коидзуми лишились принципа коллегиальности, скорость их принятия значительно увеличилась, а средства достижения политических целей ужесточились. С большой вероятностью такой механизм принятия решений сохранится и в будущем. В этой связи позиция «наследника Коидзуми» по сахалинским проектам может иметь самые долгоиграющие последствия.
Ассиметричным (и наиболее очевидным) ответом японских властей может стать очередной раунд разговоров о возврате островов Курильской гряды. Эта тематика, по всей видимости, востребована не только российской, но и японской публикой.
Но есть и более важные последствия. С большой вероятностью в случае неудобного для японских корпораций (Mitsui и Mitsubishi – одни из наиболее влиятельных в политическом смысле японских корпораций) решения или излишнего давления со стороны «Газпрома» Япония вполне может заморозить проекты по расширению поставок российской нефти и газа в Японию. Японский рынок (наряду с китайским) – наиболее перспективный для поставщиков продуктов нефтегазовой отрасли и один из наиболее емких на сегодняшний день. Если российские энергоносители не займут на нем более или менее прочных позиций, у Японии найдутся другие поставщики, а отечественные компании упустят многомиллиардные контракты.
В любом случае – в российско-японских отношениях назревает конфликт. Вопрос в том, хватит ли у российских властей решимости пойти на компромисс с японским бизнесом и японскими властями. До сего дня этот компромисс еще ни разу не находили.
Михаил Захаров