Компания IDS Borjomi отчиталась о том, что 21 мая первая за многие годы партия минеральной воды «Боржоми» прошла российскую таможню и вскоре поступит в розничную продажу. Это была только пробная партия, ввезенная для отладки таможенных процедур и прочей логистики, однако уже на этой неделе планируется начало настоящих товарных поставок.
Ввоз «Боржоми» в Россию был запрещен Геннадием Онищенко 6 мая 2006 года. На тот момент марка занимала 3,5 процента российского рынка бутилированных вод в объеме и около 13 процентов в денежном выражении. Россия была главным потребителем знаменитой минералки — 60 процентов из произведенных 111 миллионов литров поставлялось именно в Россию.
После введения эмбарго производство минеральной воды сильно сократилось, однако руководство предприятия смогло найти новые рынки сбыта. В 2012 году было произведено 140 миллионов литров «Боржоми», вода поставляется в 40 стран. Основной экспорт идет в страны СНГ и Прибалтики, однако при желании «Боржоми» можно найти даже в Японии и Китае.
Россиянам, впрочем, не стоит опасаться того, что на их долю «Боржоми» уже не хватит. В советское время, когда «Боржоми» был самой популярной минеральной водой в стране, в год разливалось более 200 миллионов литров. Министерство охраны окружающие среды и природных ресурсов Грузии в 2006 году утвердило производственный план на 25 лет вперед, который предполагает добычу 561 тысячи литров в сутки — то есть тех же 200 миллионов литров в год. Геологи считают, что есть возможность извлекать до 800 миллионов литров в год.
В 2013 году семья Бадри Патаркацишвили — прежние владельцы «Боржоми» — продали контрольный пакет акций компании российской «Альфа-групп» Михаила Фридмана. Деловая пресса оценила всю компанию в 500 миллионов долларов, а размер сделки в 300 миллионов. Именно с появлением нового хозяина из России эксперты связали возвращение «Боржоми» на исторический рынок сбыта.
В IDS Borjomi планируют достаточно быстро вернуть себе ту долю рынка, которая была утрачена в результате российской блокады. Несмотря на то, что прошло целых семь лет, российский рынок минеральной воды все еще не консолидирован — около половины его объема занимают мелкие производители, которых достаточно легко потеснить при грамотном продвижении «нового» продукта. Более того, производители «Боржоми» уверены, что смогут потеснить таких конкурентов, как Evian, Perrier, «Нарзан» и «Ессентуки».
![]() | ![]() |
Фото: tsmu.edu | Фото: tsmu.edu |
С дистрибуцией у «Боржоми» в России вряд ли будут проблемы: компании IDS Borjomi принадлежат марки «Святой источник» и «Эдельвейс», которые, по мнению самой компании, в Европейской части России занимают от 5 до 6 процентов рынка, а в Москве — 12-13 процентов. Налаженные каналы сбыта позволят уже летом выставить «Боржоми» на прилавки магазинов, тогда же начнется рекламная кампания в интернете и на телевидении, которая сообщит потенциальным покупателям о возвращении минеральной воды.
Сколько будет стоить «Боржоми» в России, пока неизвестно. Производитель воды считает своей целевой аудиторией людей старше 30 лет, которые заботятся о своем здоровье. Иными словами, городской средний класс с его мыслями о советской стабильности. На Украине стеклянная полулитровая бутылка «Боржоми» стоит 50-70 рублей. Пластиковая литровая бутылка стоит чуть дороже. Вряд ли в России вода будет стоить дешевле.
Несмотря на то, что с момента исчезновения из России «Боржоми» успел пережить ребрендинг, россияне сразу узнают этикетку. На каждой бутылке «Боржоми» — что пластиковой, что стеклянной — все еще изображен привычный бювет с фонтаном на фоне гор. Бутылки, однако, теперь выглядят более изящно, и закупорены пробками несколько более хитрой конструкции.
Вообще минеральная вода «Боржоми» неразрывно связана с историей России. Открыли ее военные Херсонского гренадерского полка в конце 1820-х годов. С именем командира полка полковника Павла Попова связывают и освоение источника. Легенда гласит, что он страдал от болезни желудка и благодаря чудодейственной минеральной воде смог излечиться от недуга. После этого он распорядился обнести источник камнями, а неподалеку от него построить для себя домик и баню.
В 1837 году в Боржоми вместо Херсонского полка был расквартирован Грузинский гренадерский полк, полковой врач начал исследовать воду и послал образцы в Москву и Петербург для изучения.
В 1841 году кавказский наместник императора Евгений Головин привез в Боржоми лечиться свою дочь Елизавету. В честь излечения дочери наместник решил назвать первый источник в ее честь, а второй, который к тому времени был открыт и также благоустроен, в свою — Елизаветинским и Евгеньевским соответственно.
В середине XIX века в Боржоми начал развиваться настоящий спа-курорт. В городе строились дворцы, парки, скверы, гостиницы, а также был возведен первый разливочный завод, благодаря которому воду стало возможно вывозить за пределы Грузии.
В 1894 году в город проводится железнодорожная линия, которая связала курорт с крупнейшими городами региона — Тбилиси и Баку. Одновременно великий князь Михаил Николаевич, младший сын Николая I, строит новый разливочный завод, который будет исправно работать до 1950-х годов. Благодаря автоматизации производства в 1904 году производство минеральной воды растет колоссальными темпами. В 1854 году из Боржоми было вывезено 1350 бутылок, в 1905 — 320 тысяч, а в 1913 — 9 миллионов.
![]() | ![]() |
Источник Боржоми. Фото: mediacentri.ge | Источник Боржоми. Фото: commons.wikimedia.org |
Советская власть национализировала производство «Боржоми», а сам курорт стал элитным местом отдыха. На нем любил бывать Сталин — известный знаток кавказских здравниц. Минеральная вода стабильно поставлялась в Кремль, где ее могли пить высокие гости.
«Оттепель» 1960-х годов дала «Боржоми» еще один шанс приобрести имя за рубежом. В 1961 г. 423 тысячи бутылок «Боржоми» экспортировались в 15 стран мира, включая США, Францию, Австрию. В 1980-е годы продажа «Боржоми» достигла 400 миллионов бутылок, и эта вода была самой популярной на территории СССР. «Боржоми» пили не только из-за вкуса, ее часто прописывали врачи людям, страдающим теми или иными недугами, связанными с желудочно-кишечным трактом.
Сегодня экспорт минеральной воды, а это, главным образом, именно «Боржоми», занимает небольшое, но устойчивое место в общей структуре экспорта Грузии. Если в 2011 году минеральной воды из страны было вывезено на 47,6 миллиона долларов, и это составило 2,2 процента от всего экспорта, то в 2012 году доходы от экспорта воды составили 59,3 миллиона, что составило 2,5 процента от экспорта. Этот показатель сравним с продажами вина — в 2012 году этот традиционный для Грузии продукт обеспечил 2,7 процента экспорта.
Почти половину экспорта минеральных вод приходится на Украину, где «Боржоми» и правда можно встретить почти в каждом магазине. Очень скоро «Боржоми» можно будет встретить и во многих российский магазинах. Остается только надеяться, что впредь россияне самостоятельно смогут выбирать себе минеральную воду по вкусу, и в этот интимный процесс не будут вмешиваться политики.