Эксперты, работающие над «Стратегией 2020» довольно скептически оценили возможность использования высокоскоростных «Сапсанов» на обычных железных дорогах. Мешают скоростные поезда и людям, и грузам. Однако кажется, что для РЖД проект высокоскоростных поездов — «дело чести».
«Сапсаны» мешают электричкам и грузовым составам, развивать этот проект бессмысленно, полагают эксперты из Института проблем естественных монополий, работающие над «Стратегией 2020». Запуск одной пары пассажирских поездов приводит к снятию шести пар грузовых, а это приводит либо к переносу движения грузовых составов на обходные линии, либо вовсе к невывозу грузов.
В РЖД с выводами экспертов согласились и отметили, что «Сапсаны» в перспективе запустят по новой скоростной магистрали между Петербургом и Москвой, проект строительства которой появится до 2018 года. Однако в компании подчеркнули, что именно нынешний формат позволил запустить скоростные поезда быстрее и дешевле.
Оно и понятно — для Владимира Якунина и РЖД времен его руководства запуск «Сапсанов» был чем-то вроде визитной карточки. Поскольку скоростные поезда — один из самых простых и наглядных способов показать, что у «нас» ничуть не хуже, чем у «них», на абстрактном Западе. Скоростному поезду даже завели собственный блог. Последняя запись в нем, это довольно хорошо отражает отношение компании к проекту, - «трейлер фильма «Сапсан, я люблю тебя». Там еще можно обнаружить анимационный ролик про «Сапсанчик» и много иного креатива от пиарщиков РЖД.
Иные достижения нынешнего менеджмента РЖД рекламировать сложнее, по крайней мере для определенной целевой аудитории. Быстрый ( идет из Москвы в Петербург порядка четырех часов) поезд между столицами, едва ли не удобнее самолета — это наглядно. Ремонт или строительство путей где-нибудь в Челябинской области — не настолько. «Сапсанами» периодически возили делегатов различных форумов (скажем, на Петербургский экономический форум) — практически «победа русского оружия».
Сам поезд, правда, совсем не российский. Он немецкий, разработан концерном Siemens специально для России, по заказу РЖД. Но это мелочи. Главное — можно относительно быстро добраться из одной точки в другую. Относительно быстро потому, что на российских путях он не может развивать скорость больше 250 километров в час (во время испытаний на отдельных участках была зафиксирована немногим большая скорость), в то время как максимальная скорость «Сапсана» - 350 километров.
Имеются, впрочем, вполне конкретные последствия от курсирования «Сапсанов». Одни описаны правительственными экспертами — последствия для функционирования всей системы передвижения людей и грузов на маршрутах «Сапсанов». Другие последствия - социальные — описаны в многочисленных публикациях в СМИ.
Во-первых, из-за «Сапсанов» отменили ряд электричек, связывающих населенные пункты между Петербургом и Москвой. Жители, например, Твери этим не очень довольны — работы в области особо нет и многие ездят в Петербург или Москву на заработки. После появления «Сапсана» делать стало немного труднее.
Десятки местных жителей попадали под поезд — слишком большая скорость, люди не успевают перебраться через пути или отпрыгнуть от стремительно приближающейся «смерти». Счет «жертв «Сапсана»» пошел уже на десятки. Не то чтобы под другие поезда люди не попадают, но к «Сапсану» приковано особое внимание.
И они рекомендуют строить выделенные высокоскоростные магистрали между пунктами с высоким прогнозным пассажиропотоком (направление Москва-Петербург, несомненно, относится именно к таким).
А там, где такого потока не прогнозируется — РЖД ранее говорили о масштабных планах по развитию скоростных перевозок — эксперты рекомендуют никаких новых «Сапсанов» не вводить. «Между пунктами, где предполагается развитие скоростных (до 200 км/ч) перевозок, целесообразно развитие воздушного транспорта, как наиболее экономичного на таких поясах дальности при планируемых размерах пассажиропотока», - говорится в докладе. В общем: летайте самолетами, граждане. По крайней мере до тех пор, пока кто-то не построит везде и всюду скоростные магистрали.