Министерство транспорта выступило с ожидаемыми предложениями по созданию дорожной госкорпорации. Газете «Ведомости» стало известно содержание концепции, которую Минтранс разослал по министерствам. Очередная госкорпорация возьмет на себя функции одноименного федерального агентства. Это будет «новая форма некоммерческой организации» – госкомпания; ее деятельность будет регулироваться отдельным законом, сотрудники станут госслужащими, а за работой присмотрит Счетная палата. Органами управления госкомпании будут наблюдательный совет, гендиректор и правление. Председателя совета и правления назначит премьер-министр.
Минтранс планирует отдать в собственность госкомпании автодороги федерального значения, земельные участки под ними и «иное федеральное имущество дорожного хозяйства». Сейчас в управлении у Росавтодора находится 47 100 км федеральных автомобильных дорог, 5687 мостов и путепроводов, 195 ФГУПов. Госкомпании предлагается передать все деньги, предусмотренные транспортной федеральной целевой программой на содержание и ремонт дорог в 2010-2015 годах. Это около 3,2 трлн рублей, подсчитал чиновник правительства (вся программа – 13,5 трлн рублей).
В концепции также сказано, что госкомпания будет принимать решения о резервировании и изъятии земель для федеральных нужд, выдавать разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию дорог, объектов дорожного сервиса и инженерных коммуникаций. Кроме того, Минтранс требует для госкомпании специальный режим, исключающий возможность банкротства, освобождение от налогов на имущество и на землю. Таким образом, эта госкомпания будет «рулить» всем дорожным хозяйством вообще. Впрочем, пока это пока только пожелания Минтранса, итоговый законопроект будет сильно отличаться от того, что написано в концепции, обещают в правительстве.
Напомним, в конце мая премьер-министр Владимир Путин поручил ускорить создание госкомпании, которая будет заниматься строительством и эксплуатацией федеральных дорог. По словам Путина, «это должна быть структура современная, работающая в рынке и эффективная», а также в ней должен быть максимально вовлечен частный бизнес. Путин сказал, что сейчас почти треть федеральных автомобильных дорог работает «в режиме хронической перегрузки»: «Это не только прямые экономические потери, но и одна из причин высокого уровня аварийности». Он отметил, что число погибших и пострадавших в ДТП в России уже превышает 30 тысяч человек в год. Вдобавок недостаточное качество транспортной системы сдерживает развитие целых территорий. «Не осваиваются крупные месторождения полезных ископаемых, так как нет дорог – нет и освоения», – сказал он.
Путин сказал, что это будет крупнейшей инвестиционной программой в истории России: новой госкомпании предстоит освоить немалый бюджет: объем федеральной программы развития транспортной системы РФ на 2010-2015 годы составит более 13 трлн. рублей, из них 4,7 трлн. из федерального бюджета. Отметим, столичный мэр Юрий Лужков считает, что на решение только московских дорожных проблем в расчете на пять лет нужно 2 трлн. рублей (впрочем, половину он обещает добавить из московского бюджета).
См. также:
В феврале этого года первый вице-премьер Сергей Иванов на заседании расширенной коллегии Министерства транспорта сказал, что экономика России от плохого состояния дорог теряет более 1,8 трлн рублей в год. По признанию главы Минтранса Игоря Левитина, скорость движения на российских дорогах в несколько раз ниже, чем в Европе и США. Однако как и в какие сроки эти проблемы могут быть решены, похоже, мало кто представляет. кое-что из области прогнозов рассказал, читая публичную лекцию на «Полит.ру», крупный специалист по дорогам Михаил Блинкин: «Одну блестящую вводную идею подкинула госпожа Набиуллина. Выступая вчера на Госсовете, она сказала следующее: для того, чтобы привести в порядок наши дороги, потребуется 270 лет. Я вспомнил другой прогноз, сделанный другим транспортным экспертом – Александром Сергеевичем Пушкиным, в 1827 году. Он писал следующее: «Со временем (по исчислению философических таблиц лет чрез пятьсот) дороги, верно, у нас изменятся безмерно» и далее, чуть ниже, «…теперь у нас дороги плохи». Если сделать нехитрые исчисления, то можно понять, что, по пушкинскому прогнозу, у нас осталось 320 лет до наступления всеобщего счастья – по прогнозу Набиуллиной – 270».
См. об этом подробнее:
Этиология и патогенез московских пробок. Лекция Михаила Блинкина
Первую попытку описать на бумаге дорожную госкорпорацию Минтранс предпринял еще год назад. Согласно тому документу, «Автодор» должен был к 2012 году достроить и привести в порядок федеральные трассы страны, потратив на это как минимум $164,5 млрд. Кроме того, предполагалось, что «Автодор» в качестве агента государства займется заключением концессионных соглашений с частными инвесторами, которые впоследствии станут владельцами построенных и отремонтированных на их деньги автотрасс. В целом же, по заявлению одного из инсайдеров, документ представлял собой «кучу сомнительных или полусырых предложений. Тогдашний премьер Михаил Фрадков тогда заявил, что «вообще не понимает, о чем речь», а потому весь доклад – «халтура».
Идея госкорпорации «Автодор» вызывала критику и с другой стороны. Экс-глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович называл «чрезвычайно опасным» создание госкорпораций. «Чрезвычайно опасной вижу моду на появление государственных отраслевых корпораций, которые сегодня возникают. Когда предлагается создать корпорацию, например, для лекарственного обеспечения, рыбы, дорог (Росавтодор) – я могу еще долго перечислять – это наводит на мысль, что государство даже не пытается понять, что это может сделать частный бизнес», – заявлял Дворкович в октябре прошлого года.