Финал Лиги чемпионов дорого обошелся московским властям, но пошел на пользу бизнесу. На проведение финала власти даже разрешили потратить двухлетний бюджет города на развитие спорта — $227 млн. По прогнозам, победитель матча станет богаче примерно на £85 млн, а Москва получит около £30-40 млн. Правда, отмечает «Коммерсант», Доходы пока подсчитывают предприятия сферы обслуживания.
По данным издания, стадиону «Лужники» городские власти выделили 800 млн руб. (около $33,7 млн). Еще 10 млн руб. (около $420 тыс.) мэрия выделила на «благоустройство территории подходов» к стадиону. 37 млн руб. (около $1,5 млн) пошло на установку «временного пешеходного моста над автопроездом вдоль Большой спортивной арены». В документах мэрии оговариваются и финансовые резервы для ГУП Москвы «Дирекция спортивных и зрелищных мероприятий». Они установлены в «пределах ассигнований, запланированных в бюджете Москвы на 2007-2008 годы на мероприятия по физической культуре и спорту». А это 2,9 млрд руб. (около $122 млн) в 2007 году и 2,5 млрд руб. (около $105 млн) в 2008-м.
УЕФА перечислит московским властям 20% от доходов, полученных от продажи билетов на матч. Речь идет о сумме 30-35 млн руб. Кроме того, Москве полагается еще и премия, которая составит около $1,15 млн. Однако этого будет все равно недостаточно, чтобы покрыть хотя бы расходы, понесенные городом на подготовку «Лужников» к матчу.
Как заявил министр спорта и президент Российского футбольного союза Виталий Мутко На финал приехало около 52 000 болельщиков. По его оценкам, они могут потратить в городе £30-40 млн, сообщают «Ведомости». По другим оценкам, иностранных болельщиков было порядка 42 тысяч, а посетители матча даже говорили, что часть выделенных по квоте англичанам билетов распространялась российским поклонникам футбола непосредственно перед матчем. Впрочем, английских болельщиков могло бы быть больше, если бы не дороговизна поездки в Москву.
Совокупные доходы Москвы, команд, их городов и организаторов телетрансляции на Европу составят 267 млн евро, что сопоставимо с аналогичными доходами от финала суперкубка по американскому футболу (256 млн евро в 2006 г.), отмечено в исследовании Центра международного спортивного бизнеса.
Имидж - ничто
Расходы на проведение большого спортивного мероприятия не измеряются по схеме "чистая прибыль -чистый убыток". Есть и другой эффект - считается, что город или регион, в котором проводится большое спортивное соревнование становится более привлекательным для туристов. Такую привлекательность федеральные и региональные чиновники наперебой обещают Сочи после Зимней Олимпиады 2014 года.
В смыле маркетингового продвижения продукта российские специалисты делают настоящие успехи. Скажем, одним из занчимых факторов победы заявки Сочи на проведение Олимпиады явилось удачное использование маркетинговых технологий. Заявка Сочи создавалась по правилам и в соответствии с технологиями продвижения товара. Все, что мы видели, было продвижением продукта с блестящей упаковкой и контентом, с проработанной идеологией и выстроенной коммуникацией. Правда был один маленький нюанс: этого продукта не существует в реальности. Теперь понятно, что планка в маркетинге задана очень высоко. В целом вся предвыборная компания, по мнению эксперта, обошлась в десятки миллионов долларов. Это сравнимо, скажем, с кампанией по продвижению какого-нибудь товара на большой рынок, где сильна конкуренция. И порядок цифр приблизительно тот же, что был у петербургского саммита G8.
См. Иван Гринько. Олимпийские нули.
Сомнительно, правда, чтобы английские болельщики, ощутившие стоимость отдыха в Москве, захотели массово вновь посетить столицу России. Да еще и порекомендовать друзьям. Москва традиционно занимает верхние строчки рейтингов по дороговизне жизни для иностранцев, что демотивирует иностранцев приезжать в "дикую", "опасную", да к тому же очень дорогую Москву. По данным ВТО, потенциал для въездного потока иностранцев в Россию - 40 млн человек в год (при нормальной инфраструктуре еще больше, но это тема для отдельного материала). В 2007 году, по данным Ростуризма, в Россию с деловыми, частными и туристическими целями прибыло 7,2 млн человек (не считая граждан СНГ, но включая транзитеров и обслуживающий персонал). Если же считать "чистых" туристов, то их было существенно меньше - порядка. Пик въезда иностранцев в СССР пришелся на перестроечные годы, в 1991 году в СССР въехало 6,9 млн иностранных граждан. Таким образом, Россию по этому показателю только вышла на уровень позднего СССР.
См. Дорогая Москва-2
В то же время "вложения в спорт" все-таки корректируют имидж любого города или страны, а проведение крупных соревнований способствует развитию спорт-индустрии в России. Для крупного бизнеса этот мотиватор - "хочу быть как Абрамович". О партнерстве бизнеса и власти много говорилось, а вот в футболе схема партнерства давно и довольно эффективно функционирует. Обладминистрации и региональный бизнес, («АвтоВАЗ», «Ростехнологии» и губернатор в «Крыльях советов»), «питерские» из правительства и администрации президента и «Газпром» в «Зените», теперь вот – Алишер Усманов и Сергей Степашин. Кроме того, помимо внутриэлитарных компромиссов имеется и аспект «социальной ответственности». Футбол – игра народная (это верно применительно к европейской части России, как минимум). Соответственно, поддержка футбольного клуба является таким же проявлением «социальной ответственности бизнеса» как и покупка яиц Фаберже или коллекции Вишневской-Ростроповича.
Подробнее см. в материале:
Михаил Захаров. Дорогие передачи
У спортивных чиновников и функционеров, в свою очередь, появляется повод попросить денег под свои программы и клубы, чтобы "выиграть наконец Лигу чемпионов", у остальных граждан - удовлетворение от наличия футбольных полей по всей стране, возможности смотреть трансляции нашего и зарубежных чемпионатов (вчерашний матч траснлировал общедоступный государственный канал "Россия"), покупать атрибутику клубов и т.д. Так что повторимся: проведение крупных спортивных ивентов - это не только "чистый бизнес", но и "социалка", которая преобразуется и в снижение протестных настроений, и в выстраивание баланса элит (некоторые переговоры, как считается, проходят на футбольных матчах), и возможные доходы от всей спортивной индустрии.