Прошедший год и первый квартал 2004 года стали рекордными по темпам роста внутренних цен на металл и прокат, что сделало их практически недоступными для российских металлообработчиков и машиностроителей. Первыми тревогу забили трубопрокатные заводы: рост цен на трубную заготовку делал готовую продукцию неприемлемой по стоимости для основных заказчиков – «Газпрома» и «Транснефти». А это уже грозило срывом программы строительства магистральных и промысловых трубопроводов.
Потом к ним присоединились нефтяники, для которых обсадные трубы – это основной вид материалов, необходимых для проходки новых скважин. Вслед за трубниками стали возмущаться производители машин, автомобилей и тяжелой дорожной техники, – рост цен на металл делал стоимость конечных изделий слишком дорогой для потребителей, особенно внутренних. И, наконец, свой голос в общий хор протеста добавили строители: дорожающая арматура, отопительные и канализационные трубы делают запредельными и без того неприлично высокие цены на жилье и офисы.
То, что проблема дорожающего металла не является узкоотраслевой, подтвердили и мартовские сводки Федеральной статистической службы, – рост производства в России резко замедлился и в сопоставимых условиях фактически стал равен нулю. Основная причина – падение производства в машиностроительных отраслях, которые не могут позволить себе делать новые закупки постоянно дорожающих сырья и материалов и, соответственно, воспроизводиться на прежнем уровне.
Таким образом, на экономическом пространстве России сработала еще одна мина замедленного действия. Если раньше такими минами были нефтяная и газовая промышленность, то теперь к ним добавились и металлурги. Нефтяники и газовики уже давно портят нам жизнь, так как любое изменение цен на энергоносители на мировых рынках тут же очень больно отзывается на российском потребителе, – дорожает бензин, электроэнергия и отопление. Примеров этому более чем достаточно, взять хотя бы январское повышение цен и тарифов на газ и электроэнергию. А если углубиться в недавнее прошлое, то можно вспомнить, как резкий рост цен на нефть летом 1999 года заставил правительство принять административные меры по ограничению экспорта нефтепродуктов, чтобы не сорвать уборочную кампанию. Вот так и сейчас детонатором взрыва послужили мировые цены, рост которых стимулировал металлургов поднять их и для внутренних потребителей.
Правда, в динамике нефтяных и железных цен есть небольшое отличие. Если цены на нефть растут во многом благодаря ограничительной политике ОПЕК, то инициатором роста цен на металл в мировом масштабе стал сверхвысокий спрос Китая. Непрерывный рост китайской экономики требует постоянного притока новых ресурсов, в том числе и из-за границы, так как своя сырьевая база у Поднебесной империи еще не очень развита. И «китайский спрос», как пылесос, вычищает локальные рынки до полной пустоты. Россия в этом ряду локальных рынков не единственная, от дорожающего и исчезающего металла страдает гораздо более мощная экономика США. Американские металлургические компании идут даже на срыв многолетних контрактов, чтобы отправить свою продукцию в Китай, а не на свои же автомобильные заводы. Таким образом, пока металлурги процветают, все остальные отрасли мировой экономики хиреют. Но так было не всегда.
Еще два года тому назад ситуация была прямо противоположной. Мировые цены на металл были низкими, а внутренний спрос в России был незначительным. И металлургическим компаниям приходилось постоянно идти на разного рода ухищрения, что бы хоть как-то удержаться на плаву. Например, тогда всерьез разрабатывались планы по сокращению «неэффективных» производств и сокращению численности занятых, которое в целом по отрасли должно было составить 350 тысяч человек.
Кроме того, на правительство постоянно оказывался нажим, что бы оно держало неизменными тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, так как отечественная металлургия сильно зависит от транспортных издержек: сырье, топливо и готовую продукцию требуется получать и доставлять на большие расстояния.
Далее от правительства требовалась активная защита внутреннего рынка от иностранных, в основном украинских и казахских, производителей, продукция которых жестко конкурировала с изделиями российских комбинатов. Пытаясь хоть как-то выжить, российские металлурги не давали жить своим ближайшим коллегам по горячему цеху – сборщикам и переработчикам металлолома. Те, естественно, хотели весь собираемый металлолом сбывать за рубеж, но металлургические комбинаты, которым этот металлолом нужен как один из важнейших компонентов шихты, изо всех сил не пускали его на экспорт, требуя считать ржавые железяки стратегическим сырьем.
Но теперь все эти ужасы в прошлом. Сначала спрос нефтяников и газовиков, потом строителей, а теперь, наконец, и китайских потребителей, обеспечил работой металлургическую промышленность под завязку. И даже выше, потому что рост внутренних цен, которые длительное время были существенно ниже мировых, отсек часть наименее платежеспособных покупателей. И выдвинул на первый план проблему теперь уже не избытка, а дефицита металла.
Как решить эту проблему, пока никто не сказал. Однако Серафим Колпаков (Международный союз металлургов) обратил внимание участников тематической конференции, прошедшей в Торгово-промышленной палате (ТПП), что на Дальнем Востоке специально банкротят и распродают предприятия, чтобы металлолом с них вывезти в Китай и там продать. Это очень интересная информация, которую можно было бы использовать в качестве рабочего решения.
Если поменять смысл сетований металлургов на позитивныый, то выяснится, что как раз следует превратить в Дальний Восток всю нашу страну: обанкротить все ненужные предприятия, вывести из них оборудование и продать как металлолом в Китай. Могут сказать, что эта мера очень уж жесткая, так как в результате мы лишимся большого количества производственных мощностей. На это можно ответить, что этих мощностей мы и так давно лишились – пример простаивающего много лет АЗЛК, который действительно превратился в сплошные залежи металлолома, уже навяз на зубах. И таких «АЗЛК» у нас по стране тысячи.
Так почему бы не превратить этот потенциальный металлолом в реальный, и одновременно не помочь действительно работающим предприятиям решить проблему с металлическим сырьем? Заодно и валюту заработаем, бюджет дополнительные доходы от экспортных пошлин получит, а высвободившиеся заводские корпуса можно будет перепрофилировать под что-то более нужное, чем простаивающие никому не нужные производства. Кроме того, металлургические предприятия, которые наверняка займутся переплавкой демонтируемого оборудования, получат дополнительный объем работ.
Если же имеющегося запаса металлолома на гражданских предприятиях все же будет не хватать для удовлетворения ненасытного китайского спроса и для удержания внутренних цен на металл на стабильном уровне, то тогда в нашей экономике есть еще один «металлический резерв», который можно будет бросить в топку доменной печи. Мы имеем в виду военную технику, стоящую на вооружении или выведенную из строя: корабли, подводные лодки, танки, боевые машины пехоты и тому подобную армейскую амуницию.
Основным ее достоинством является как раз то, что она изготовлена из металла, и этого металла в ней очень много. Если хотя бы часть этой техники, для обслуживания которой все равно нет персонала, списать и отправить на переплавку, то потребности и российской, и китайской промышленности в металле будут покрыты, как нам кажется, на много лет вперед. Для этого решения нужна только политическая воля, а уж растащить авианесущие корабли и подводные лодки по кусочкам желающих найдется более чем достаточно.
Таким образом, проблемы нехватки металла как таковой просто не существует. Металла в стране много, он находиться вокруг нас, надо только уметь к нему подобраться. Сейчас это происходит кустарным методом, в единичных случаях, часто с нарушением закона. Но если придать этому процессу государственный размах, если посмотреть на имеющееся оборудование в промышленности и вооруженных силах новым, свободным от стереотипов взглядом, то тогда сразу станет ясно, что высокий уровень цен на прокат черных и цветных металлов - явление временное.