Конституционный суд признал не противоречащей Конституции статью 113 Налогового кодекса РФ, согласно которой налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за налоговое преступление, если со дня его совершения прошло 3 года. Однако трехлетний срок давности не касается недобросовестных налогоплательщиков, решил суд.
"В случае воспрепятствования налогоплательщика осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки суд может признавать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и взыскивать с него налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации", - говорится в постановлении суда. По сути это означает, что если в течение трех лет компанию уличили в том, что она мешает проводить у себя налоговые проверки, то трехлетний срок давности для нее перестает действовать.
Поводом для разбирательства в КС стал запрос Федерального арбитражного суда, который рассматривал дело о взыскании с ЮКОСа налоговых штрафов за 2001 год, а также жалоба гражданки Галины Поляковой. В запросе арбитражного суда указывалось, что институт давности привлечения к ответственности означает, что совершенное правонарушение утратило общественную опасность. По мнению арбитражного суда, это положение нарушает статьи 19 и 57 Конституции.
Ранее статья 113 Налогового кодекса уже содержала часть, согласно которой истечение срока давности прерывалось, если налогоплательщик совершил другое правонарушение.
Адвокаты нефтяников настаивали на том, что претензии к компании за 2001 год не имеют под собой оснований, поскольку соответствующие судебные решения по "делу ЮКОСа" были приняты по истечении сроков давности. Похожая ситуация и у гражданки Поляковой, которая в 1999 году продала дачу, но не уплатила подоходный налог. Впоследствии ей выписали крупный штраф, осудили на полгода, а затем сразу же амнистировали.
Адвокаты настаивали, что срок давности должен исчисляться с момента совершения правонарушения и не может прерываться, даже если в течение трех налоговые нарушения повторялись.
17 марта Федеральный арбитражный суд Московского округа приостановил рассмотрение дела о взыскании с ЮКОСа налоговых санкций за 2001 год. Тогда суд удовлетворил ходатайство ФНС, которая просила направить запрос о проверке конституционности статьи 113. 19 апреля президиум Высшего арбитражного суда приостановил рассмотрение дела о взыскании с ЮКОСа налогов, пеней и штрафов за 2000 год до принятия решения по запросу о конституционности статьи 113.
Управляющий партнер юридической компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов сказал в интервью "Полит.ру", что решение КС будет касаться в основном предпринимателей, поскольку сложившаяся практика связана с взысканием именно предпринимательских налогов - на прибыль и на добавленную стоимость. Обычных граждан эти налоги не касаются. Однако, говорит Добронравов, нормы о сроках привлечения к ответственности находятся в общей части Налогового кодекса, поэтому распространяются на любые налогововые правоотношения, в том числе и те, которые касаются и физических лиц, то есть налог на доход, на единый социальный налог. "Но на практике, я думаю, это будет вряд ли распространено", - считает он.
Одно из серьезнейших последствий решения КС, по мнению Добронравова, кроется в другом - а именно, в негативном влиянии на инвестиционную привлекательность нашего бизнеса в глазах иностранцев. "Когда люди покупают бизнес происходит оценка всех рисков, в том числе и налоговых рисков. То есть проводится некий аудит и получается представление о том, какая потенциально может быть предъявлена мера ответственности со стороны налоговой. Здесь же получается, что данный вид риска становится, практически, неоцениваемый. Невозможно оценить все риски за время существования какой-нибудь крупной компании и представить себе за какой период к ней могут быть применены меры ответственности", - отметил он.