Завершившийся вчера визит Председателя Правительства России М. Касьянова в Японию интересен наглядностью механизмов экономических “разменов”. Мы вам – природные ресурсы, а вы нам – трубопровод. Мы вам – чистый воздух, а вы нам – экологически чистые автомобили. Далее по списку. В таком “размене” нет ничего нового, и в отношениях с самыми разными станами или группами стран он присутствует постоянно. Но обычно это просто не так заметно, потому что с Европой или США столько всего наворочано, что разобраться в этом ворохе проблем даже специалисту бывает непросто. А вот с Японией сразу все становится ясным и понятным. Недаром говорят, что большое видится только на большом расстоянии.
Итак, российский премьер отправился в путешествие на далекий Восток, чтобы обсудить назревшие экономические проблемы. Во-первых, незаконный вылов рыбы в российских территориальных водах с последующей продажей этой рыбы японским переработчикам. Во-вторых, строительство нефтепровода из Сибири к берегам Тихого океана для снабжения Японии нефтью. К этой проблеме заодно присоединилось и участие японских компаний в проведении геологоразведочных работ на территории Сибири и Дальнего Востока. В-третьих, российский премьер активно приглашал японских автомобилестроителей поучаствовать в развитии собственного производства на российской территории. И в-четвертых, надо было четко зафиксировать позицию России по так называемому Киотскому протоколу, которым определяются предельно допустимые нормы выброса в атмосферу всеми промышленно развитыми странами, к которым, разумеется, относится и Россия.
Интересы переговаривающихся сторон могли совпадать по нескольким позициям. Первая, конечно, - это вопрос незаконного рыболовства. Потери российского бюджета от браконьерства по преимуществу своих собственных граждан точно подсчитать трудно, но то, что они ежегодно выливаются в круглую сумму, доказательств не требует. Кроме бюджета, страдает и сама рыбная отрасль, так как рыбозаводы не получают компенсации от рыболовецких компаний за выращиваемый молодняк, а российские рыбоперерабатывающие заводы простаивают из-за нехватки сырья. Зато японские изготовители рыбных консервов и пресервов трудятся, чувствуется, круглые сутки, перерабатывая ворованную российскую рыбу. Российское правительство здесь может рассчитывать на помощь японского, так как иначе в скором времени японский рыболовецкий флот может быть полностью вытеснен российским, и японские суда окажутся на приколе, а рыбаки – на биржах труда. Никакому правительству это не нужно, поэтому ради поддержания высокого уровня занятости японских рыбаков, оно может усилить пограничный и таможенный контроль в своих территориальных водах и не допускать российских браконьеров к японским рыбоконсервным заводам.
Второй вопрос, который, по всей видимости, может быть решен к взаимному удовольствию – это экспорт российской нефти в Японию и строительство необходимого для этого трубопровода, который вел бы к берегам Тихого океана. Как известно, сейчас такого эффективного транспортного средства у России нет, поэтому топливо, которое потребляется в районах Дальнего Востока, приходится везти с сибирских нефтеперерабатывающих заводов по железной дороге. Что его крайне удорожает. Ну а нефть возить цистернами и вовсе бессмысленно. Решить проблему могло бы строительство этого чуда техники, но у нас, как всегда, нет средств. Зато средства есть у Японии, которая с удовольствием вложила бы их в повышение надежности собственного энергетического снабжения (чтобы меньше зависеть от арабских производителей нефти), чем в облигации американского правительства, доходность по которым близка к единице. Поэтому проект должен пойти на ура, если бы не одно маленькое обстоятельство. Такого количества нефти, чтобы эксплуатация трубопровода была прибыльной, у России сейчас нет. Ее еще надо разведать. Но на разведку новых месторождений средств тоже не хватает, поэтому глава российского правительства сделал достаточно неожиданный ход, предложив японским компаниям поучаствовать в геологоразведке на российской территории. Ход неожиданный, потому что до сих пор размер разведанных запасов нефти в России является государственной тайной, а сама разведка по-прежнему остается исключительной государственной прерогативой. Так что предложение об участии в этом деле иностранным компаниям, да еще из страны, с которой в XX веке были войны и масса вооруженных конфликтов как раз из-за природных ресурсов Сибири и на Дальнем Востоке - это тянет на сенсацию. Вот только состоится она или нет - это большой вопрос, так как для привлечения иностранных инвестиций в геологоразведку требуется серьезное изменение законодательства.
Третьим вопросом, который обсуждался в ходе визита явно не тянет на сенсацию - организация японской автомобильной компанией "Тойота" сборочного производства в России. Проект возник не столько по желанию японских автомобилестроителей инвестировать в Россию, сколько в качестве одного из решений проблемы таможенных тарифов на ввоз легковых автомобилей. Повышая тарифы, российское правительство делает ввоз иностранных автомобилей (в том числе и японских) не очень выгодным. Что вызывает понятное недовольство экспортеров. Они, естественно, предлагают тарифы снизить, а мы в ответ подаем идею обойти тарифы переносом производства внутрь таможенной территории страны. Ответ явно не симметричный, так как обход таможенных платежей потребует от японских автопроизводителей больших и долговременных затрат без какой-либо гарантии расширения сбыта. Поэтому им проще лоббировать снижение тарифов, чем строить еще один завод на чужой территории, оставляя без работы давно налаженные производства у себя дома.
При этом в запасе у японской стороны есть довольно весомый аргумент, который, вероятно, сможет сделать российских переговорщиков менее настойчивыми. Этот аргумент – Киотский протокол. Буквально неделю назад Россия в лице советника президента в очередной раз заявила, что подписывать этот документ не будет, так как он противоречит интересам страны. Понятно, что такое заявление – это только лишний элемент в торговле с заинтересованными сторонами, одной из которых является Страна восходящего солнца. Так что теперь японские компании смогут отказаться от участия в развитии автопроизводства в России, чтобы не увеличивать количество выхлопных газов, производимых на территории России. Тем более, что это уменьшит российскую квоту чистого воздуха, которую она, по идее, могла бы продавать Японии.
Таким образом, подводя итоги визита, можно сказать, что рыбу с японцами мы поделим, нефть будет под вопросом, а чистый воздух и выхлопные газы так и останутся у каждого свои.