будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 20, 2025
Хозяйство
Цыпин Арон

Высокоскоростной синдром

Накопление косвенных малозаметных признаков, происходящих в стране и мире, говорит о том, что мы приблизились к какому-то барьеру - и неощутимо для себя можем его пересечь в любой момент.

Я хочу отметить события последней недели только по экономической части: небывалый всплеск торгов на ММВБ, пробуксовка планов Кудрина об институционализации Стабфонда в аппарате правительства – после очередного согласования, визиты в Кремль руководителей крупнейших инфраструктурных госмонополий и широковещательные заявления о новых проектах - в дополнение к уже намеченным в списке национальных проектов, предельно резкая реплика Грефа про обострение корпоративных войн, отказ министров выступать на совещании по национальным проектам, распространяющиеся слухи о скорой отставке главы правительства. К чему бы это?

Но я о том, что знаю. Воскрес и налился силой старый, давно забытый проект ВСМ. Проект, напомню, предусматривал строительство скоростной железнодорожной магистрали от Москвы до Питера и стал известен благодаря выделению из госимущества неимоверных средств, бездарно распыленных и растащенных за 9 лет – с 1991 по 1998 гг.

Просят на реализацию проекта немного – всего 189 млрд руб. ($6,5 млрд); столько же выделено на все национальные проекты в этом году - с учетом внебюджетных фондов и госгарантий. Правда, в случае с ВСМ государство должно выложить не все эти деньги, а лишь 85%, в соответствии с положением о частно-государственном партнерстве. Плюс еще миллиардная (рублевая) задолженность, – без пеней и штрафов – оставшаяся за холдингом с неясной юридической структурой с 1998 года, должна быть реструктурирована на 25 лет.

Инвестиции должны последовать в компанию с невнятной, распавшейся структурой, обладающую (цитирую интервью Владимира Воронина – нового руководителя “ВСМ”) 17 менеджерами и ТЭО, а также недоработанной конструкторской документацией на новый высокоскоростной поезд “Сокол” отечественного производства.

Оптимизм нового руководителя связан, прежде всего, с новым руководителем ОАО “РЖД” Владимиром Якуниным, сменившим профессионального железнодорожника Геннадия Фадеева. Тот реформировал РЖД, обеспечивал ее эксплуатацию, запускал скоростные межобластные поезда и даже по мере сил принимал участие в глобальных проектах - участвовал в создании глобальных транспортных коридоров. Однако масштаб был явно не тот.

Чтобы понять, в чем принципиальная несовместимость профессионалов типа Фадеева, или Вайнштока, или ушедшего из "Газпрома" Комарова с глобальными проектами, рассмотрим один из таких проектов, реализованный Фадеевым вопреки здравому смыслу и собственному профессиональному опыту.

Порт Оля на Каспийском море замысливался как важный элемент транспортного коридора Север-Юг, который должен был связать Иран, в перспективе страны Персидского залива и Индию с Севером Европы (от Бомбея до Хельсинки). Вкратце суть идеи заключается в следующем: Грузопоток между регионами оценивается в $2 трлн., из них 1/10 составляют транспортные расходы. В то же время есть грузы (преимущественно контейнерные), которые проще, быстрее и выгоднее вести по железной дороге, чем морским путем через перегруженный Суэцкий канал. Экономия времени в этом случае оценивалась в 24 суток – вместо обычных 37–13.

В порт и подъездные пути к нему было вложено около 4 млрд руб. (в том числе почти половина – бюджетных денег). В 2004 г. порт обработал 74 тысячи тонн грузов – по сравнению с ожидавшимися к 2010 году 8 млн т есть некая разница, не правда ли?

Юридические, а главное – логистические проблемы, возникшие перед первенцем российского глобального геополитстроительства, оказались слишком велики, если не сказать непреодолимы. Структура российского хозяйствования на современном этапе и особенно неготовность основных грузоперевозчиков связываться с новым проектом фактически поставили под вопрос дальнейшую реализацию проекта.

Наряду с этим у РЖД, как и у всех государственных инфраструктурных компаний, существуют свои проблемы: прежде всего, это огромный, в 65%, износ основных средств – вагонного и локомотивного парка, ставящий под угрозу, по словам руководства РЖД, безопасность движения. На решение этой проблемы нужны деньги - несопоставимые с проектом ВСМ 130 млрд руб.

Если, видя все эти проблемы, руководство пошло на реализацию геополитического глобального проекта – значит, что-то или кто-то подтолкнуло. Этим "чем-то", заставившим заслуженного деятеля рисковать собственной репутацией профессионала, является установившийся mainstream. Для отчетности нужны большие геополитические проекты.

Проект Оли, забуксовавший из-за отсутствия железнодорожной ветки на иранской стороне, не спас руководителя РЖД от отставки. Новое руководство, молодое и амбициозное, должно отработать и оправдать свое назначение. Если не геополитическими проектами, забуксовавшими из-за внешнеполитических причин, то хотя бы проектом высокоскоростной магистрали.

Конечно, это очень хорошо, что Питер и Москву свяжет высокоскоростная магистраль, и еще лучше, что по ней пойдет поезд российского производства. Восточно-Сибирская железная дорога, - а ВСМ будут сравнивать с ней - строившаяся в течение почти пятнадцатилетия и ознаменовавшая вступление России в новый век, действительно дала мощный импульс развитию народного хозяйства и сыграла важнейшую геополитическую роль в развитии государства.

Но тот давний проект начал реализовываться после длительного обсуждения в широких кругах научной и экономической общественности, проект лично курировался членами императорской семьи, которые не побоялись поставить под угрозу честь императора, чтобы пресечь разговоры о возможности разворовывания средств. Фактически проект строился всей Россией и именно так российским общественным сознанием воспринимался.

Судьба же ВСМ решалась кулуарно, ее после истории с котлованом еще долго будут воспринимать как способ зарыть, а потом поделить государственные деньги. И именно так возобновление высокоскоростного строительства будет воспринято.

Может быть, наверху принято решение начать распределение денег Стабфонда не только под руководством президента Путина, но и по другим лоббируемым нужными людьми проектам. Если так, то начало стройки века будет означать наиболее бессмысленный способ просаживания государственных денег – это станет симптомом перехода болезни в новое качество.

См. также:

  • Гриценко. Базар-вокзал
  • Гриценко. Олигархи с железной дороги
Цыпин Арон
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).