будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минфин Минэкономразвития офшор
Май 13, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Взгляд бизнеса на офшоры

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) совместно с Министерством экономического развития разработал собственную версию законопроекта о деофшоризации экономики. Как и Министерство финансов, РСПП с Минэкономразвития предлагают ввести в Налоговый кодекс понятие «контролируемая иностранная компания» (КИК), однако не хотят позволить государству массово контролировать КИК, взамен предлагая увеличить налоговые сборы с компаний, зарегистрированных на территории большинства юрисдикций Европейского союза.

Президент Владимир Путин, напомним, поручил к сентябрю 2014 году разработать концепцию налогообложения подконтрольных российским лицам офшорных компаний.

Ранее сообщалось, что 30 июля на совещании по проблемам офшоров Владимир Путин согласовал поэтапный план введения соответствующих поправок в Налоговый кодекс. РБК писал, что с 2015 года требования платить налог на нераспределенную прибыль офшорных компаний будут распространены только на их владельцев-физических лиц. Штрафы и пени за его неуплату будут введены с 2017 года. На юридических лиц законодательство будет распространено с 2019 года.

Первые же предложения Министерства финансов по новому законопроекту крайне не понравились участникам Российского союза промышленников и предпринимателей — крупнейшим бизнесменам страны.

В Минфине предлагали не просто ввести понятие КИК, но и толковать его крайне расширительно, чтобы можно было решить сразу несколько проблем. Так, в РСПП сочли, что проект Минфина мог способствовать и увеличению налогообложения российских холдингов, и сокращению оттока капитала, и борьбе с использованием офшорных схем в криминальных целях.

Идеи финансового ведомства, в первую очередь, не понравились Министерству экономического развития. Реализация предложений ведомства Антона Силуанова могла привести не только к огромным затратам на администрирование налоговиками реестра КИК (а в него будут включены около миллиона юридических лиц и физических лиц-собственников),  но и сокращение деловой активности, а также уход бизнеса в тень.

Налоговый комитет РСПП должен в понедельник утвердить своей вариант законопроекта, который, как стало известно «Коммерсанту», написан на базе предложений Минэкономразвития и является альтернативой предложениям Министерства финансов. В проекте не предусмотрено массового контроля КИК, зато прописано увеличение налогообложения прибыли кипрских, нидерландских, швейцарских и люксембургских «дочек» российский компаний вне ТЭКа и банковского сектора до 9%. Сам термин КИК РСПП считает необходимым оставить только для настоящих офшоров, оставив за ними право для свободного реинвестирования капитала на родину.

 
Президент РСПП Александр Шохин

По информации издания, в РСПП уверены, что институт КИК не должен решать проблемы криминального использования офшоров и не создается для того, чтобы налоговики вели поголовный учет владельцев иностранных активов, и уж тем более нельзя силовыми методами пытаться перенаправлять денежные потоки. Также в РСПП уверены, что новый закон должен будет регулировать только отношения между де-факто российскими структурами, которые просто используют иностранные юридические лица для своих внутренних операций, и не должен задевать выплаты иностранным инвесторам, которые также вкладывают свои деньги в Россию через офшоры.

Вообще «деофшоризация», в понимании РСПП, должна в первую очередь свестись к росту налогообложения компаний в «традиционных» юрисдикциях ЕС, которые предоставляют комфортные условия для работы российских холдингов. Согласно проекту РСПП, если компания зарегистрирована в государстве, с которым Россия имеет договор об избежании двойного налогообложения (а это заметная часть государств ЕС), то приоритет всегда будут иметь нормы этих договоров. При этом РСПП предлагает начать работу по пересмотру договоров и за счет этого поднять ставку по налогу на дивиденды с 5 до 9% - это позволит на 70-80% увеличить налоговые поступления по этим статьям, на несколько десятков миллиардов рублей в год. Таким образом структура зарегистрированных в европейских странах холдингов не будет считаться КИК.

Контролируемыми иностранными компаниями, согласно проекту РСПП, будут только принадлежащие российским юридическим и физическим лицам фирмы, зарегистрированные в офшоре в понимании Министерства финансов России. Предлагается не давать статус КИК компаниям, которые выпустили свои акции или глобальные депозитарные расписки на признаваемых Минфином и ЦБ биржах, иностранным некоммерческим организациям и организациям, не распределяющим прибыль, а также участникам проектов соглашений о разделе продукции за пределами России, судовладельцам; иностранным банкам, инвестбанкам или брокерам, принадлежащим российским резидентам. РСПП также поддержал предложение «Роснефти» не давать статус КИК офшорам, которые ведут деятельность по разведке, добыче или переработке полезных ископаемых.

По оценке «Коммерсанта», в тексте предложений РСПП есть множество пунктов, которые крайне не понравятся Министерству финансов и, скорее всего, будут использованы для атак на этот вариант законопроекта.

В таком случае главной целью выдвижения собственного варианта законопроекта становится начало длительной дискуссии, благодаря которой Минфин не сможет в максимально сжатые сроки, уже с 2015 года, продавить собственный вариант правок Налогового кодекса. Между тем, отчасти участники РСПП своего уже добились. Первоначальные идеи Минфина состояли в том, что контролируемой иностранной собственностью будет объявлено все зарубежное имущество российских компаний, а нераспределенную прибыль предполагалось облагать по ставке в 20%.

При этом усиление контроля за офшорной собственностью российских компаний в некоторых вопросах для бизнеса даже хуже, чем простой рост ставок различных налогов внутри страны. Коммерческие компании и правда применяют офшорные схемы для ухода от налогов. Некоторые юрисдикции также позволяют запутать систему собственности, так что конечный бенефициар той или иной компании может оказаться неизвестен государству или контрагентам.

Однако уход от налогов — лишь одна из причин интереса российских компаний к офшорам. Регистрация компаний в далеких государствах позволяет жить бизнесу в намного более комфортной среде с предсказуемым законодательством и непредвзятыми судами.

В любом случае, регистрация собственности в офшорах, раз она происходит, выгодна бизнесу, а значит, любое ее ограничение приведет к увеличению транзакционных издержек. А это, к сожалению и инфляция, и ухудшение качества услуг.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).