ЮКОС объявил о возможной остановке добычи нефти. Председатель правления нефтехолдинга Стивен Тиди сообщил прессе, что в связи с принудительной продажей основного добывающего предприятия компании – «Юганскнефтегаза» – ЮКОС остановит железнодорожный экспорт нефти. На него, по словам Тиди, приходится четверть экспорта нефтекомпании, включая поставки нефти в Китай. Взамен опальный нефтехолдинг требует «разморозки» его счетов в банках, операции по которым были запрещены для «обеспечения выплаты задолженности». «Если арест счетов останется в силе, к середине августа компания останется без денег, что потенциально может привести к ее банкротству и остановке производства нефти», заявил Стивен Тиди.
Новость о грядущем банкротстве и продаже «Юганскнефтегаза» вызвала головокружительное падение котировок ЮКОСа, из-за чего на ММВБ уже дважды останавливали торги. К моменту последней остановки торгов цена акций ЮКОСа снизилась на 24,2% по сравнению со вчерашним закрытием и составила 82,2 рублей. Вчера за акцию нефтехолдинга давали 108 с половиной рублей. А в целом с тех пор, как стало известно о планах государства продать «Юганскнефтегаз», акции ЮКОСа подешевели более, чем вдвое.
Тем временем министр юстиции Юрий Чайка усилил биржевой пессимизм грядущей перспективой предпродажной оценки «Юганскнефтегаза». Точных сроков оценки министр не назвал, однако заверил, что это произойдет «в ближайшее время». Вся выручка от торгов, по его словам, пойдет на покрытие 99-миллиардной налоговой задолженности ЮКОСа.
Параллельно он отметил, что с нефтехолдинга уже удалось взыскать 15 миллиардов рублей, которые поступили на счета Службы судебных приставов. Однако в бюджет из этих средств, со слов министра, почему-то было перечислено только 12 с половиной миллиардов. Самым реальным претендентом на активы ЮКОСа сейчас видится «Роснефть», которую только что возглавил советник главы Администрации Президента Игорь Сечин, давний соратник Владимира Путина.
Деловое сообщество восприняло это назначение как первый шаг в создании государственной топливно-энергетической компании, в которую войдут «Роснефть» и «Газпром». Если такая компания будет создана, то, по словам экспертов, она будет определять правила игры на важнейшем рынке в экономике России. Более того, версию, что «Роснефть» станет операционной базой для создания «Госнефти» – компании-призрака, планы по созданию которой являются кошмаром всего российского ТЭКа с 1995 года - упоминали вчера большинство опрошенных «Коммерсантом» экспертов.
Однако для того чтобы стать главным нефтяником страны, Игорю Сечину необходимо завершить разгром ЮКОСа. Коллеги ЮКОСа по нефтебизнесу сочли заявление руководителей опального нефтехолдинга об остановке скважин «попыткой шантажа». Как отметил первый вице-президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша, прекратить добычу нефти нельзя чисто технологически. «Это непрерывный процесс. Остановив скважины, вы потом их не разработаете”, отметил он.
Повышения цен на нефть и нефтепродукты от остановки скважин ЮКОСа, по мнению Аркуши, тоже не будет, поскольку «если объем поставок нефтепродуктов со стороны ЮКОСа сократится, это место с удовольствием займут другие поставщики».
То есть отрасль готова к разделу ЮКОСа.