будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Хозяйство

ЮКОС все

ЮКОС все
yukosvse_ap

Хотя осталось еще целых три «юкосовских» лота, можно спокойно утверждать, что распродажа ЮКОСа закончена. Продажа офисных зданий преподнесла сюрприз. Однако, в целом, победителями, как и предполагалось, оказались «Роснефть» и «Газпром», в очередной  раз подтвердившие статус «нашего всего» в нефтегазовой сфере.

Итоги торгов за «офисный лот» явились во многом неожиданностью. ООО «Прана» стало победителем аукциона по продаже недвижимости ЮКОСа в Москве и ряда других активов компании в сфере торговли и управления в рамках процедуры банкротства, предложив 100,091 млрд руб при начальной цене в 22,070 млрд руб. Это второй аукцион по активам ЮКОСа, на котором стартовая цена была превышена более чем в два раза. До этого только во время продажи  восьмого (акции Ханты-Мансийского банка) победитель был вынужден заплатить вдвое против стартовой цены.

Основным претендентом на офисные здания ЮКОСа считалась «Роснефть», о недостатке офисных площадей которой периодически поговаривают. Однако, дойдя до отметки в 100 млрд рублей, представители «Роснефти» были вынуждены уступить. Возникает резонный вопрос – и что такого?

Да, пожалуй, ничего. «Роснефть» в наиболее значимых аукционах одержала победу – ей распродажу ЮКОСа можно занести в актив. Из 11 прошедших аукционов “Роснефть” выиграла четыре. Лишь в торгах по южным активам ее обошел «Промрегионхолдинг» (как считается, связан с топом «Лукойла» Федуном), да и то соперничество тут же продолжилось вне аукциона. Федеральной антимонопольной службе не понравилось то, что собственники ПРХ до конца не ясны, и теперь результаты аукциона вполне могут быть отменены. Затем – пока не вполне ясно, что такое ООО «Прана», выложившее за офисы ЮКОСа без малого $4млрд. Вряд ли это ООО связано, скажем, с одноименными производителями мусоропроводов.

Если говорить о более масштабных и долгосрочных последствиях распродажи ЮКОСа, то ничего катастрофического не предвидится. Москву пугали падением инвестиций из-за границы, потенциальням покупателям активов ЮКОСа угрожали потерей реноме в бизнес-сообществе. Не случилось. Выяснилось, что для портфельщиков – что «Роснефть», что ЮКОС – большой разницы нет. А нефть у «Роснефти» все-таки покупают.

Установление контроля за всем самым стратегическим – декларируемая политика в сфере энергетики – тоже не является однозначно плохой. По крайней мере, ограничение доступа к ресурсам — “ресурсный национализм” — и усиление роли госкомпаний в добыче нефти стали главными факторами, вызывающими нехватку нефти на мировом рынке, говорится в докладе консалтинговой компании PFC Energy. А нехватка нефти (искусственная по сути) является одним из основных факторов сохранения высоких цен на нефть. А стало быть и сохранения макроэкономической стабильности в России и относительно высокого уровня доходов россиян.

Другое дело – куда вкладывать доходы от экспорта нефтепродуктов. Здесь опять-таки – что ЮКОС, что абстрактная власть – особенной разницы для граждан  в краткосрочной перспективе не предвидится. Власть даже предпочтительнее – в общефедеральные инфраструктурные проекты в состоянии вложиться только государство, бизнес предпочитает это делать исключительно в регионах присутствия.

Однако для российского бизнес-сообщества последствия очевидны и, по большей части, негативны. Чем же показательны результаты юкосовоских аукционов? Прежде всего, своей запрограммированностью – большинство лотов достались тем, кому они были интересны. Скажем, «Роснефти», которая и так была вынуждена перерабатывать юганскую нефть на НПЗ ЮКОСа, достались как раз те самые НПЗ. У «Роснефти» была маленькая сеть АЗС и интересы в рознице, равно, как и у «Газпром нефти». «Роснефть» свои заправки получила, остальные купил «Юнитекс» –  вполне вероятно, что компания связана с «Газпромом».

Распродажа ЮКОСа в очередной раз подтвердила, что единых правил для российских компаний не существует даже на аукционах. »Промрегионхолдинг», скажем, жаловался, что ФАС не требовала от него предоставить информацию о собственниках, а теперь результаты аукциона по южным активам ЮКОСа могут быть аанулированы. Если подобное случится, можно будет констатировать, что активы ЮКОСа (за исключением все тех же офисных зданий) были де-факто распределены между «Газпромом» и «Роснефтью». Были, конечно, и независимые игроки. Однако  госкомпании умудрялись не просто покупать нужные им активы, но даже – если верить аналитикам – ниже рыночной оценки.

Здесь следует оговориться – создание преференций госкомпаниям отлично от контроля за стратегическими отраслями. Здесь нарушается базовый для бизнеса конкурентный принцип – определенные игроки заранее выведены за рамки конкуренции. За установление правил игры обычно принято хвалить нынешнее руководство страны – что за равноудаление, что за ликвидацию «беспредела 90-х». Аукционы по ЮКОСу в очередной раз показали, что никаких правил не установлено, а ежели таковые и водятся, то от них можно отступать.

Принцип «если нельзя, но очень хочется – то можно» – универсален в российском бизнесе, и очень часто используется госкомпаниями. Но это даже не удивительно. Важно другое – он ретранслируется на региональный, муниципальный и едва ли не деревенский уровень. И никого не удивляет, что конкурсы на строительство выигрывают близкие губернатору компании, а магазин может открыть только родственник мэра. Посему и не верится, что какие-либо антикоррупционные меры правительства и президента могут дать долгоиграющий эффект. Это явление практически культурного уровня – пока существует основополагающий принцип избирательности и приближенности, а не прозрачности отношений бизнеса и чиновничества, коррупционные (не в смысле «дачи взяток», а расширительно трактуемые) решения всегда будут проще. Более того – они будут единственно возможными в такой системе.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).