будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 18, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

За монетизацию льгот заплатили семейные бюджеты

За монетизацию льгот заплатили семейные бюджеты
98_04

Прошло шесть месяцев после проведения монетизации льгот и, соответственно, можно подвести некоторые бюджетные итоги этого мероприятия. Оказалось, изменения в расходной части местных бюджетов произошли, но они оказались настолько микроскопическими, что это даже вызывает некоторое удивление: расходы возросли мало, но перераспределились между затратами на ЖКХ и социальными расходами. Иными словами, возросшие затраты на социальные выплаты для местных бюджетов компенсировались уменьшением дотаций в ЖКХ, то есть, вероятно, увеличением расходов семей по этой статье. Небольшую разницу компенсировал федеральный центр.

Напомним, что основная идея монетизации состоит в замене бесплатных или полубесплатных услуг социального характера платными, с одновременной выдачей денежной компенсации. В результате в экономике должно произойти, как минимум, два изменения: во-первых, бюджетные доходы и расходы станут более понятными, а во-вторых, на рынке социальных услуг появится конкуренция со всеми вытекающими из нее приятными последствиями.

При прежней системе никакой конкуренции, разумеется, появиться не могло, так как социальные услуги у нас, в основном, оказывают бюджетные организации (федерального и муниципального уровня), полностью находящиеся на финансировании соответствующего бюджета. После проведения монетизации деньги, предусмотренные на содержание бюджетных организаций, должны выплачиваться непосредственно льготникам, а самим этим организациям, по всей видимости, пришлось бы или прекратить свое существование, или продолжить свою деятельность, но уже в качестве коммерческой организации.

Такова общая схема. Но реальное воплощение, как всегда, несколько отличается от задуманного, и полностью осуществить проект монетизации правительству не удалось. Оно, в лучших российских традициях, решило сэкономить. Возмущенные таким отношением пенсионеры, как известно, вышли на улицы и заставили Правительство РФ и местные администрации расширить контингент лиц, получающих денежные выплаты, и свернуть все мероприятия по продолжению монетизации льгот.

Но несмотря на сворачивание процесса монетизации, кое-какие структурные сдвиги в порядке и направлении использования бюджетных средств все же произошли. Проезд на общественном транспорте стал оплачиваться полностью (если не считать, что история с "льготными проездными" - это сохранение не льгот, лишь в малой части монетизированных). Одновременно с этим стоимость коммунальных услуг для населения тоже приблизилась к почти полной оплате.

В любом случае, на местных бюджетах можно было бы попытаться увидеть глубину произошедших структурных сдвигов. Действительно, некоторые изменения в расходной части местных бюджетов произошли, но они оказались настолько микроскопическими, что это даже вызывает некоторое удивление.

В качестве объекта для исследования мы взяли бюджет Нижегородской области, которая, с одной стороны, находится в центре Европейской части России и является промышленно развитым регионом, а с другой – по многим параметрам является финансово проблемным регионом, для которого изменения в традиционном порядке бюджетного финансирования являются очень болезненным мероприятием, хотя и прежний порядок, честно сказать, тоже не являлся идеальным. При этом мы хотим оговориться, что финансово проблемными мы называем бюджеты территорий, которые получают финансовую помощь из федерального бюджета при сбалансированности их доходной и расходной частей. Такую помощь получают почти 70 региональных бюджетов, и Нижегородская область не является исключением.

Нас, естественно, больше всего интересовали расходы на жилищно-коммунальное хозяйство  и социальную политику. Так как, по логике бюджетного процесса, если тарифы в ЖКХ растут, а льготы там постепенно исчезают, то и расходы бюджета должны упасть - часть бюджетных расходов перекладывается на граждан. В свою очередь, если государство монетизирует льготы, то есть выплачивает их в денежной форме непосредственным пользователям социальных услуг, то тогда должны возрасти социальные расходы бюджета.

На практике, собственно говоря, именно так и получилось. За весь прошлый год расходы на ЖКХ бюджетов городов и районов Нижегородской области составили 4,1 млрд руб. А за первое полугодие текущего года – 1,6 млрд руб., то есть в годовом исполнении это будет около 3 млрд руб. Итак, годовая экономия в 1 млрд только по одной расходной статье, что для бюджета городов и районов области, составляющего 20 млрд руб., выглядит совсем неплохо. Но экономия по одной статье должна перейти на покрытие дополнительных расходов по другой статье.

И вот эта другая статья, социальная политика, демонстрирует стремительный рост. Если в прошлом году в области на социальную политику было израсходовано 3,5 млрд руб., то уже в первом полугодии текущего – 2,5 млрд руб. Что в годовом исчислении составит 5 млрд руб. Прирост расходной части бюджета по социальной статье более чем значительный, что вполне подтверждает предполагаемое изменение структуры расходов бюджета области.

При этом надо отметить, что федеральный бюджет не лишил своего высокого покровительства бюджетополучателей нижестоящего уровня. Но финансовая помощь центра выросла незначительно – в 2004 году она составила 3,5 млрд руб., а бюджетные назначения на 2005 год – 3,6 млрд руб. То есть региону приходится выкручиваться самостоятельно, хотя уровень доходов в области далек от желаемого. Правда, это является косвенным свидетельством того, что для бюджета монетизация льгот ситуацию явно не ухудшила. То есть как минимум одна задача, стоявшая перед авторами реформы, оказалась выполненной.

См. также:

  • Лейбин.Как была провалена льготная реформа
  • Гриценко.В чем ошиблись реформаторы
  • Гриценко.Не давайте деньги бедным!
  • Гриценко.Пенсии: индексация вместо роста
  • Гриценко.Жадность и льготы
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).