будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 14, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Зачем нам Европа и зачем Европе мы

Зачем нам Европа и зачем Европе мы
52_04

Саммит Россия-ЕС продемонстрировал, что наши отношения с крупнейшим экономическим партнером близки к идиллическим. Значение России как поставщика энергоресурсов в Европу и значение европейских стран как крупнейшего потребителя этой же группы товаров дает нам возможность воображать, что мы снова являемся важными игроками в европейском концерте держав. Между тем, данная идиллия означает отсутствие реальной повестки дня, в том числе и «гуманитарной», которая была главной при меньших ценах на нефть. Точки возможных прорывов в политике всегда обозначены конфликтами, разрешение которых создает новую ситуацию. А перечень реальных конфликтов с Евросоюзом у нас почти нулевой, более того, постоянно уменьшается без всякого продуктивного разрешения.

Настоящее движение вроде бы очевидно в энергетической сфере (переговоры с Германией о Северо-Европейском газопроводе) и в вопросе о визах, когда для некоторых категорий российских граждан будет несколько уменьшена цена и несколько увеличены сроки действия шенгенской визы. Это все, наверное, имеет какой-то смысл, в том числе психотерапевтический (Евросоюз не так уж нас отталкивает), но мы-то понимаем, что за настоящими сдвигами в политике всегда обнаруживается экономический интерес.

Самым ярким примером целого комплекса экономических тем между Россией и ЕС является почти бесконечный вопрос о вступлении в ВТО. Даже в этот раз Великобритания попробовала снова вернуться к этой теме в части уравнения доступа российских и европейских авиакомпаний к небу над нашей страной. Россия и так взяла на себя обязательство модернизировать систему оплаты за транссибирские маршруты к 2013 году, сделав ее прозрачной, недискриминационной для всех авиапартнеров и убрав некоммерческую часть оплаты. Но у наших партнеров есть естественное желаение убрать плату вообще - и не потом, а сейчас. Так выясняется, у темы ВТО двойное или даже тройное дно, поэтому после одного сеанса магии с последующим разоблачением тут же приходится браться за следующее.

Дело в том, что этот вопрос имеет, с одной стороны, принципиальную ясность и однозначность, а с другой – множество деталей, которые обрушатся на отечественные рынки в тот самый момент, когда вступят в силу. К счастью, в ВТО мы ступаем давно и будем вступать еще долго (теперь ориентир – 2007 год), что имеет понятные экономические основания.

Среди современных российских «европейцев» есть убеждение, скорее метафизического свойства, что вступление в разного рода европейские и «всемирные» торговые организации принесет нам счастье и быстрое процветание. Правда, не совсем понятно, почему для этого надо куда-то вступать, так как и без всяких там организаций российская экономика активно сотрудничает с мировым хозяйством и на уровне обычной торговли, и на уровне  производственной кооперации, и на уровне совместных предприятий, и на уровне иностранных инвестиций – прямых и портфельных.

На самом деле, многие считают, что вступление в международные организации вынудит российские власти переделать управление страной (экономическое и, наверное, политическое) на международный лад, по иностранным понятиям и правилам, а тогда у нас начнут процветать все. И этот аргумент имеет понятную природу – реформаторы в 90-х были в оппозиции почти ко всей собственной номенклатуре и к большой части страны, а вошедшие в анекдоты того времени переговоры с ВМФ давали рычаг для некоторых изменений в управлении страной.

Переговоры о вступлении в ВТО для правительства имеют иногда и похожий смысл. Так, используя их в качестве повода, законодатели уровняли перед законом частные и государственные предприятия на российском рынке. Вопрос, поднимаемый Штатами, об облегчении выделения земли под промышленные инвестиции в России, тоже не бессмысленный и для нас самих.

Но принципиальных вопросов внутренней жизни нам таким образом не решить. Большое количество наших внутренних правил и распорядков и так «слизано» с иностранных образцов. Например, налоговая и таможенная система, банковская система, система социального страхования и пенсионного обеспечения, организация рынка ценных бумаг, ну и много чего другого. Монетизацию льгот тоже попытались провести, ориентируясь на применение иностранной системы целевых субсидий малообеспеченным слоям населения.

«Слизаны» эти образцы были второпях и без нужной подготовки, поэтому много чего потом приходилось переделывать на ходу, но ведь в целом системы работают, и даже очень неплохо. Индекс РТС аж за отметку в 1000 пунктов перебрался, а про перевыполнение бюджета и говорить не приходится. Так что с применением иностранных правил у нас все в порядке, а то, что они не дают того эффекта, на который рассчитывают, - так дело, видимо, все-таки не в них, а в каких-то других, гораздо более сложных и трудных проблемах, решить которые нам пока не удается.

Что касается конкретно ВТО, то основная причина, по которой нам от этой организации грозят неприятности, состоит вовсе не в конкуренции импорта, которая должна вроде бы усилиться. Это все ерунда, никакой импорт нам еще длительное время угрожать не сможет хотя бы по причинам дороговизны большинства импортируемых товаров и заниженного обменного курса рубля. С этой стороны российская экономика защищена надежно. Но нас пытаются ослабить изнутри, вынуждая органы экономического управления повышать внутренние цены на базисное топливо российской экономики – природный газ.

Очевидно, что для России было бы правильно иметь возможность удерживать внутренние цены на газ на удобном уровне, потому что на нашем морально отсталом и физически изношенном оборудовании конкурировать с европейским, американским или китайским производителем он может только благодаря низкой заработной плате рабочих и низким ценам на топливо и электроэнергию. Если хотя бы одно из этих конкурентных преимуществ убрать, то тогда хозяйство быстро рассыплется.

И самое плохое, что мы можем сделать в рамках переговоров с ЕС, - это одним махом убрать с внутреннего российского рынка местных производителей, очистив его для европейских товаров. При этом рыночная «зачистка» подается под пропагандистским соусом стимулирования экономии энергетических ресурсов за счет внедрения новой техники и технологии, то есть технического прогресса. Правда, не совсем понятно, за счет каких средств будет проводиться это техническое перевооружение, если рост цен на топливо и энергию съест все доходы от текущей деятельности и вполне вероятно выведет производство в убыток.

Трудно не понимать таких вещей, однако у европейских интересов повышения внутренних цен на газ есть солидные защитники внутри страны. Эти сторонники находятся на службе у монопольного производителя голубого топлива – «Газпрома». Ему низкие внутренние цены – это нож вострый, так как на каждом проданном кубометре в России он несет большие убытки (точнее, недополученную выгоду), по сравнению с кубометром газа, проданным в Европе. И естественно, хочет этот убыток поскорее покрыть увеличением внутренних цен. То, что при этом почти вся промышленность России остановится (кроме самого «Газпрома», разумеется), его мало волнует. За свой газ он в Европе всегда деньги получит, а остальные пусть выкарабкиваются сами. Такой подход трудно назвать государственным, хотя «Газпром» - компания, почти полностью контролируемая государством.

В этой связи, кстати, возникает вопрос: а для чего нам тогда нужно государство, во всяком случае, в экономической сфере? Как нам всегда раньше казалось – для того чтобы исправлять перекосы, оставшиеся в наследство от советской плановой системы. Но, как выясняется, для того чтобы с его помощью «Газпром» мог душить и разорять внутренних потребителей и производителей. Хотя, с этой точки зрения, их наличие – это как раз и есть следствие советского планового перекоса, и, уничтожая внутреннее производство, государство заодно устраняет и перекос.

Прояснив интерес наших иностранных контрагентов в России, нельзя не сказать о наших интересах в Европе. Эти интересы, как нам кажется, не так уж и обширны. В Европу мы продаем те же нефть и газ, рынок сбыта которых практически гарантирован, а больше практически ничего. Есть еще вопрос по заявлению Андрея Шаронова о том, что "есть прикидки по стали и по ряду других продуктов…Став членов ВТО, мы будем использовать механизмы этой организации для борьбы с недобросовестной конкуренцией со стороны других стран ВТО".

Нам действительно нужно уметь защищать металлургический экспорт. Но надеяться, что открытие европейских рынков даст возможность российской промышленности значительно расширить экспорт, – это очередная иллюзия. С нашими товарами там делать нечего, поэтому если даже против российских производителей не будут вестись антидемпинговые расследования, их товары не будут облагаться запретительными пошлинами или квотироваться – сильно свои поставки мы не расширим. А обходных маневров для ввоза пользующейся спросом продукции сколько угодно, и никакая ВТО тут нам не помеха.

Подытоживая, можно сказать, что мы без международных торговых организаций прекрасно обойдемся, а вот они без нас – не очень. Потому что Россия – это и поставщик базисного топлива, и гигантский рынок сбыта, хотя пока еще потенциальный. А вот что-то продать за границу, кроме нефти и газа, мы в ближайшее и не ближайшее время вряд ли сможем. И для модернизации нам нужны все имеющиеся преимущества: время, дешевый газ, защита рынков. Они необходимы в большей степени, чем приведение законодательства под европейские стандарты. У нас слишком сложная и нестандартная задача. 

Понятно, что данные соображения не новы, более того, используются давно, с одной стороны, критиками правительства, с другой - в качестве кампании сопровождения переговоров по ВТО, чтобы показать партнерам: мол, смотрите, какая у нас сложная ситуация внутри страны, нам трудно идти на уступки. Так и действительно должно быть нелегко!

См. также:

  • Владимир Путин выбрал США
  • Гриценко. Российский выход из европейского тупика.
  • Злобин. Евросоюз - это попытка объединиться вопреки своей истории
  • Стрежнева. “Еврогосударства не будет никогда”
  • Долгин. Еврогосударство: проект без лишних амбиций
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).