Страны-участницы картеля ОПЕК, похоже, не собираются снижать добычи нефти. Несмотря на то, что эти государства больше других чувствуют негативные последствия снижения цен на нефть, разногласия в рядах членов организации и их взаимные подозрения не позволяют придерживаться общей стратегии.
Саммит Организации стран — экспортеров нефти, который должен распределить между членами картеля квоты на добычу нефти, должен состояться 27 ноября, однако уже на прошедшем в четверг заседании ключевые страны дали понять, что не готовы к снижению добычи.
Изначально в 1960-м году ОПЕК создавалась именно как инструмент, с помощью которого правительства развивающихся нефтедобывающих государств могли бы влиять на мировые цены на энергоносители. Тогда это был действительно актуальный вопрос: рынок контролировали несколько транснациональных корпораций, которые устанавливали собственную ценовую политику.
ОПЕК стала влиятельной организацией благодаря тому, что крупнейшие страны-производители нефти могли влиять на предложение на мировом рынке. Сейчас, казалось бы, идеальный момент для того, чтобы опять выступить единым фронтом, сократить экспорт, устроить дефицит нефти и, таким образом, повысить ее цену. Но этого пока не происходит.
Цены на нефть, напомним, резко упали с середины июня по середину октября: нефть марки Brent подешевела более чем на четверть, со 115 до 85 долларов за баррель. С середины октября цены стабилизировались и колеблется между 83 и 87 долларами за баррель.
Один из сотрудников офиса ОПЕК сказал журналисту американского делового издания The Wall Street Journal в кулуарах саммита, что какие-то решения будут приняты, только если цена барреля нефти марки Brent опустится ниже 70 долларов.
Генсек организации Абдалла Салем аль-Бадри публично заявил, что в ОПЕК «обеспокоены, но не паникуют». По его мнению, цены на нефть снижаются из-за спекуляция, сколько-нибудь фундаментальной причины для падения цен на топливо нет. Он уверен, что цены на нефть отскочат и вернутся к прежним показателям уже во второй половине 2015 года.
Между тем все говорит о том, что страны-члены ОПЕК просто не в состоянии договориться друг с другом о снижении квот.
Сторонниками сокращения добычи выступают неарабские страны и Ирак — эти государства по тем или иным причинам не смогли сформировать значительные резервы, так что по их благополучию снижение цен на нефть бьет особенно сильно. Ираку последние годы было не до формирования резервов — да и сейчас на территории государства идет полномасштабная война с исламистами из ИГИЛ, Иран долгое время находился под санкциями, которые только сейчас начинают ослабевать, так что тоже был не в состоянии откладывать на черный день, многие другие страны экспортируют не так много нефти, чтобы это могло на что-то повлиять.
С другой стороны «баррикад» — арабские страны Персидского залива по главе с Саудовской Аравией. Эти государства смогли накопить за последние десятилетия огромные резервы и смогут протянуть достаточно большое количество лет, не экспортируя вообще ничего.
Монархии залива, с одной стороны, конечно, тоже не прочь продавать свою нефть за 100 долларов и больше, но снижать добычу они не желают по нескольким соображениям.
Во-первых, дисциплина членов картеля ОПЕК, и это давно известно, хромает. Никто не может проконтролировать выполнение каждым конкретным государством решения о снижении добычи на нефть. В результате, как правило, сокращение квот приводит к тому, что мелкие и средние экспортеры просто рисуют нужную статистику, но продают на рынок такой же объем энергоресурсов.
Во-вторых, ОПЕК хоть и является самым крупным игроком на рынке, но занимает далеко не монопольное положение — члены картеля добывают около трети всей нефти в мире. Это значит, что на следующий день после сокращения добычи странами ОПЕК появится стимул увеличивать добычу у других стран — Соединенных Штатов, Норвегии, Индонезии и т. д. Россия, как известно, и так добывает максимум нефти, ожидается что в ближайшее время добыча будет только сокращаться. Это заставляет, например, Саудовскую Аравию держаться за рынки сбыта обеими руками, даже предлагая скидки некоторым своим партнерам, например в Индии.
В-третьих, не исключено, что арабские монархии ожидают вовсе катастрофического сценария развития событий. По миру уже ездят электромобили «Тесла», но и без них потребление топлива современных автомобилей в разы ниже, чем пару десятилетий назад, в Соединенных Штатах добывают сланцевую нефть, и она с каждым годом становится все дешевле.
С другой стороны, обнуления цен на нефть тоже никто не ждет: все-таки извлечение этой маслянистой жижи из глубин земли стоит немалых денег, ниже себестоимости она вряд ли когда-нибудь будет продаваться. Это одна из главных проблем России: все перспективные месторождения в нашей стране крайне сложно и дорого разрабатывать, а значит они будут конкурентноспособны только при очень высоких ценах на нефть.
Заседание ОПЕК, на котором будут обсуждаться вопросы квотирования, состоится 27 ноября в Вене.
В ходе торговой сессии на бирже ICE Futures фьючерсы нефти марки Brent с поставкой в декабре опустились ниже $82, до $81,64, что стало самой низкой ценой с октября 2010 года.
В конце октября экс-министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что в ближайшие пять лет цена на нефть будет оставаться на уровне $80-85 за баррель. По мнению главы российского Минэнерго Александра Новака, в среднесрочной и долгосрочной перспективе цены на нефть вырастут до $90-110 за баррель.