Минтранс предлагает принять отдельный закон о метро и прочих видах «внеуличного транспорта». Согласно проекту, к перевозкам пассажиров могут допустить частные компании. Впрочем, предлагаются подобные меры давно. А вот начать регулировать метро при Юрии Лужкове федералам никак не удавалось.
Метрополитен планируется узаконить. Минтранс на днях опубликовал на своем сайте законопроект, регулирующий отношения в сфере «внеуличного транспорта». Наряду с метрополитеном сюда относится легкое метро, внеуличный трамвай, монорельсовый транспорт.
В законопроекте подробно описаны сферы ответственности федеральных и региональных властей при регулировании деятельности внеуличного транспорта. Например, к сфере регулирования федеральных властей законопроектом предлагается отнести тарифное регулирование (сейчас тарифы устанавливаются постановлением правительства Москвы). Типовые правила пользования метрополитеном тоже будут утверждать федералы.
Для машинистов вводится обязательный предрейсовый медосмотр, а кроме того «по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества». Эта система действует и сейчас, а, например, в питерском метро машиниста могут подвергнуть еще и внутрирейсовому осмотру.
Главная новелла — рынок оказания услуг по перевозке пассажиров может стать чуть более конкурентным. «Организация транспортного обслуживания внеуличным транспортом осуществляется путем размещения заказов на транспортное обслуживание и заключения договоров транспортного обслуживания», - говорится в законопроекте. Фактически Минтранс предлагает пустить к оказанию транспортных услуг частников.
«В целях привлечения внебюджетных источников для развития внеуличного транспорта могут заключаться концессионные соглашения.. а также соглашения о государственно-частном партнерстве», - пишут авторы законопроекта.
В законопроекте перечислены требования, которым должен соответствовать перевозчик. Он должен иметь в собственности или управлении инфраструктуру, подвижной состав и работников, способных обеспечить эксплуатацию этого богатства.
Стоимость строительства километра метро в Москве составляет около 20-30 млн евро. Чтобы окупить такие затраты, понадобится лет сто»,— заявил «Коммерсанту» источник в транспортной отрасли.
Строительство станции метро «Митино». Фото: metro.ru
Законопроект по сути вводит метрополитен в сферу прямого регулирования Минтранса и устанавливает правила игры, которые в значительной их части и так уже действуют в различных метрополитенах страны.
В России метрополитен имеется в семи городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре и Новосибирске. Планируется открытие метро в Омске (после 2016 года), Красноярске (ориентировочно откроется в 2015 году) и Челябинске (открытие намечается на 2017-2019 годы).
В остальном новаций немного. Даже идея приватизации метро не нова — московские власти говорили о планах по продаже пакета акций ГУП «Метрополитен» с середины 2000-х почти каждый год. Планировалось, что так в развитие метрополитена потекут частные инвестиции. Минтранс идею не разделял, но говорил о возможном привлечении частников к отдельным проектам.
Бывший начальник московского метро Дмитрий Гаев на это ответствовал, что вопросы регулирования общественного транспорта по Конституции относятся к ведению субъектов, а передача метро в федеральную собственность проблем подземки не решит.
Конституция России говорит о том, что в ведении федеральной власти находится «федеральный транспорт». Конкретизация того, какой именно транспорт считать «федеральным» была произведена только в области регулирования железнодорожного транспорта, где был принят закон «О федеральном железнодорожном транспорте».
Не конкретизирует статуса метро и новый закон. Правда, устанавливается контроль федералов над всей разработкой стратегии развития. Иными словами: Минтранс получает больше полномочий. Бывший московский мэр и бывший глава метрополитена такие попытки довольно легко отбивали. При новых московских властях очередная попытка федералов «порулить» метрополитеном может быть более удачной.