будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Хозяйство

Закон подземелья

Закон подземелья
metro2
Фото: metro.ru

Минтранс предлагает принять отдельный закон о метро и прочих видах «внеуличного транспорта». Согласно проекту, к перевозкам пассажиров могут допустить частные компании. Впрочем, предлагаются подобные меры давно. А вот начать регулировать метро при Юрии Лужкове федералам никак не удавалось.

Метрополитен планируется узаконить. Минтранс на днях опубликовал на своем сайте законопроект, регулирующий отношения в сфере «внеуличного транспорта». Наряду с метрополитеном сюда относится легкое метро, внеуличный трамвай, монорельсовый транспорт.

В законопроекте подробно описаны сферы ответственности федеральных и региональных властей при регулировании деятельности внеуличного транспорта. Например, к сфере регулирования федеральных властей законопроектом предлагается отнести тарифное регулирование (сейчас тарифы устанавливаются постановлением правительства Москвы). Типовые правила пользования метрополитеном тоже будут утверждать федералы.

Для машинистов вводится обязательный предрейсовый медосмотр, а кроме того «по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества». Эта система действует и сейчас, а, например, в питерском метро машиниста могут подвергнуть еще и внутрирейсовому осмотру.

Главная новелла — рынок оказания услуг по перевозке пассажиров может стать чуть более конкурентным. «Организация транспортного обслуживания внеуличным транспортом осуществляется путем размещения заказов на транспортное обслуживание и заключения договоров транспортного обслуживания», - говорится в законопроекте. Фактически Минтранс предлагает пустить к оказанию транспортных услуг частников.

«В целях привлечения внебюджетных источников для развития внеуличного транспорта могут заключаться концессионные соглашения.. а также соглашения о государственно-частном партнерстве», - пишут авторы законопроекта.

В законопроекте перечислены требования, которым должен соответствовать перевозчик. Он должен иметь в собственности или управлении инфраструктуру, подвижной состав и работников, способных обеспечить эксплуатацию этого богатства.

К идее Минтранса частники отнеслись скептически.

Стоимость строительства километра метро в Москве составляет около 20-30 млн евро. Чтобы окупить такие затраты, понадобится лет сто»,— заявил «Коммерсанту» источник в транспортной отрасли.

 

Строительство станции метро «Митино». Фото: metro.ru

Строительство станции метро «Митино». Фото: metro.ru

 

Законопроект по сути вводит метрополитен в сферу прямого регулирования Минтранса и устанавливает правила игры, которые в значительной их части и так уже действуют в различных метрополитенах страны.

В России метрополитен имеется в семи городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре и Новосибирске. Планируется открытие метро в Омске (после 2016 года), Красноярске (ориентировочно откроется в 2015 году) и Челябинске (открытие намечается на 2017-2019 годы).

В остальном новаций немного. Даже идея приватизации метро не нова — московские власти говорили  о планах по продаже пакета акций ГУП «Метрополитен» с середины 2000-х почти каждый год. Планировалось, что так в развитие метрополитена потекут частные инвестиции. Минтранс идею не разделял, но говорил о возможном привлечении частников к отдельным проектам.

Представители Минтранса также давно предлагали принять федеральный закон о метрополитене и передать метрополитен из региональной в федеральную собственность для «ускорения его развития».

Бывший начальник московского метро Дмитрий Гаев на это ответствовал, что вопросы регулирования общественного транспорта по Конституции относятся к ведению субъектов, а передача метро в федеральную собственность проблем подземки не решит.

Конституция России говорит о том, что в ведении федеральной власти находится «федеральный транспорт». Конкретизация того, какой именно транспорт считать «федеральным» была произведена только в области регулирования железнодорожного транспорта, где был принят закон «О федеральном железнодорожном транспорте».

Не конкретизирует статуса метро и новый закон. Правда, устанавливается контроль федералов над всей разработкой стратегии развития. Иными словами: Минтранс получает больше полномочий. Бывший московский мэр и бывший глава метрополитена такие попытки довольно легко отбивали. При новых московских властях очередная попытка федералов «порулить» метрополитеном может быть более удачной.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).