Рабочие крупнейшего российского автопроизводителя - «АвтоВАЗа» завтра могут начать забастовку. Требование профсоюзов просты – увеличить зарплату до 25 тысяч рублей. Причем, у профсоюзов довольно крепкая позиция, поскольку именно это обещала весной перед местными выборами «Единая Россия». А по ее спискам были избраны два топ-менеджера автогиганта.
В последнее время со стороны некоторых политических сил предпринимаются попытки дестабилизировать обстановку на ОАО «АвтоВАЗ», сообщила пресс-служба автогиганта.
Позволим себе процитировать сообщение поподробнее. Требования профсоюзов администрация «АвтоВАЗа» расценивает как «целенаправленные попытки раскачать ситуацию на предприятии в период крупномасштабных реформ, которые призваны вывести «АвтоВАЗ» на новые рубежи и обеспечить повышение благосостояния заводчан». Если говорить проще, позиция дирекции в том, что требование повысить зарплаты ведет к срыву программы по повышению зарплат.
«Накануне приближающихся выборов кому-то выгодно в своих узкополитических интересах дестабилизировать обстановку на заводе, а значит и в Тольятти в целом. При этом «разменной монетой» пытаются сделать трудовой коллектив», - полагает заводская администрация.
«Для руководства "АвтоВАЗа" вопрос о материальном положении работников является первостепенным. Он решается в рамках действующего трудового законодательства и коллективного договора, который заключается на ежегодной общей конференции работников ОАО «АвтоВАЗ»», - говорится в сообщении. Контроль выполнения этого «основного закона предприятия» администрация осуществляет в тесном сотрудничестве с профсоюзом ОАО «АвтоВАЗ», представляющим интересы практически всего 110-тысячного трудового коллектива. "Все спорные вопросы решаются на основе конструктивного диалога в рамках постоянно действующей согласительной комиссии", - сообщает пресс-релиз. Очень правильная позиция - похвалиться сотрудничеством с "карманным профсоюзом" и процитировать трудовое законодательство. Дальше, впрочем, идет и некоторая конкретика.
«Повышение заработной платы на заводе идет строго в соответствии с коллективным договором. С 1 июля заработная плата рабочих повышена на 4,6 процента, а в целом с начала года – на 9,8 процента», - отмечается в сообщении. «Руководство предприятия примет все меры, предусмотренные законодательством, чтобы не позволить вовлечь многотысячный коллектив в насаждаемый политический спектакль», почти угрожает сообщение пресс-службы этому неведомому "кому-то", речь о котором шла выше.
Интрига в том, что требования активистов независимого профсоюза «Единство» - одного из крупнейших независимых профсоюзов России – действительно имеют под собой политическую подоплеку. Перед выборами 11 марта самарские единороссы развесили по области плакаты, в которых обещали повысить зарплату до 25 000 рублей (это цитата из декабрьского выступления Бориса Грызлова на съезде партии). Профсоюз “Единство” собирается инициировать 1 августа забастовку в нескольких цехах предприятия, а требование забастовщиков будет состоять в повышении зарплаты — как рассказал лидер “Единства” Петр Золотарев газете «Ведомости», до тех самых 25 000 руб., исходя из предвыборной агитации “Единой России”.
И нельзя сказать, что менеджмент «АвтоВАЗа» не виновен в неисполнении общеаний "Единой России". Автовазовцы шли на выборы в самарский ЗАКС довольно многочисленной группой. В тройку единороссов на выборах вошел председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимира Артякова - партбилет он получил в декабре прошлого года в Екатеринбурге на партийном съезде, то самом, где Грызлов пообещал зарплаты повысить за три года.
Кроме того, в партийном списке на проходной восьмой позиции находился генеральный директор автозавода Евгений Юрьев. По одномандатным округам баллотировались председатель профкома автозавода и действующий депутат Николай Карагин, а также бывший гендиректор АвтоВАЗа, а ныне заместитель гендиректора ВАЗа по производству, член президиума регионального отделения «Единой России»Виталий Вильчик. Двое последних в облдуму не попали, но и Артякова с Юрьевым вполне достаточно, чтобы требования профсоюза не выглядели беспочвенными.
Безусловно, топ-менеджмент «АвтоВАЗа» вряд ли виноват в том, что пиарщики «Единой России» придумали звонкую сумму в 25 тысяч рублей. Да и юридических последствий предвыборная агитация не предполагает – единороссы же обещали зарплату в среднем по области, а не по конкретному предприятию. Да еще и в перспективе – цели этой, если вдруг поверить обещаниям Грызлова, «Единая Россия» планирует добиться года через два после грядущих выборов в Госдуму. Однако ситуация, прямо сказать, получается щекотливая. Избиратели ведь действительно имеют право надеяться на то, что партии будут хотя бы стремиться к тому, чтобы в их агитационно-печатных материалах не содержалось заведомо невыполнимых обещаний. Хотя потому, что им ответят конкуренты – как отвечали конкуренты ЕР в Самаре в ответ на обещание повысить пенсии до 10000 рублей. По городу буквально через несколько дней после распространения агитации «Единой России» по городу разбросали листовки со слоганом "Пенсия 10000 рублей через 10000 лет".
Профсоюзная активность на «АвтоВАЗе» все-таки растет. Так, и официальный профсоюз завода требовал в мае повышения зарплат на 3 процента, угрожая забастовкой. Судя по всему, результатом этой действительной или мнимой активности стало июльское повышение зарплат, о котором теперь с гордостью поведала пресс-служба "АвтоВАЗа".
Да и не только «АвтоВАЗ» демонстрирует подобную активность. В 2005 году рабочие российского завода Ford дважды проводили так называемые "итальянские забастовки", пытаясь добиться 30-процентного повышения зарплаты. Работа в режиме "go-slow" привела к снижению производства во время этих акций на 20-25 процентов. А в феврале 2007 года профсоюз остановил конвеер на день. После этого менеджмент был вынужден пойти на мировую с профсоюзом.
Многие наблюдатели считают, что самарские профсоюзы действительно «играют в политику» и акция направлена, прежде всего, против «Единой России». В принципе, это может означать одну важную тенденцию – возвращение профсоюзов – по крайней мере, локальное – в политическую жизнь.