будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 9, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Зеркало советской экономики

Зеркало советской экономики
gric_big

Ушел из жизни человек, которыйдолгое время считался главным политэкономом Советского Союза, лидером«экономической оппозиции» и одним из неустанных пропагандистов экономическихреформ. Ирония судьбы состоит в том, что реформы провел не он, а совершеннодругие люди, реформы прошли совсем не так, как он себе это представлял, а самомуему последние двадцать лет жизни пришлось оказаться в фактическом небытии.

Скончавшийся 2 мая 2011 годаакадемик Леонид Иванович Абалкин долгое время был известен широкойэкономической публике как автор многочисленных работ, в которых онпропагандировал достижения социализма и, особенно, развитого социализма. Задачаэта была нелегкая, так как, напомним, концепция «развитого социализма» должнабыла плавно, тихо и незаметно для широких трудящихся масс подменить собойзадачу построения коммунизма к 1980-му году. После того, как автор идеипостроения коммунизма в 1964-м году был отправлен на пенсию, советскоеполитическое руководство стало потихоньку ее замалчивать, а потом и простовыкинуло из политического лексикона, так как догадывалось об иллюзорностиподобного рода затей. Но отход от заявленных рубежей надо было как-тообъяснить, и вот для этого-то и пригодились политэкономы всех мастей и рангов,одним из которых был Л.И.Абалкин.

При этом покойный, надо думать,не особо кривил душой, пропагандируя развитой социализм, так как и сампрекрасно понимал, что коммунизм – вещь крайне сложная и далекая. В результате,его собственными стараниями и стараниями его коллег был выработан новыйидеологический подход к объяснению развития советского общества: коммунизмостается конечной, но очень далекой целью, что-то вроде линии горизонта, идти ккоторой надо через очень длительную стадию социализма; а поскольку стадия оченьдлинная, то ее надо разбивать на этапы, и переход от одного этапа к другомуреализуется путем проведения реформ.

Эта концепция оказалась оченьудачной для политического руководства страны, так как позволяла, во-первых, сминимальными идеологическими потерями перенести отказ от лозунга немедленногопостроения коммунизма, а во-вторых, отвлекать внимание активной части обществаразного рода «реформами», которые в большинстве своем носили чистокосметический характер, но создавали видимость «широкого народного участия» вих обсуждении. Это позволяло правящей партии выпустить пар и переложитьответственность за принимаемые решения на максимально большое количествоучастников обсуждения – если реформы не давали ожидаемого результата.

Л. И. Абалкин принимал активное участиев подобного рода политических играх, тем более, что по занимаемой должности(заведующий кафедрой политической экономии Академии общественных наук при ЦККПСС в 1976-1985 годах) он и мог, и обязан был в них участвовать. Играть в этиигры оказалось тем легче, что под «реформами» он лично понимал снижениеадминистративного давления, большую свободу в хозяйственной деятельности иактивное участие трудящихся в управлении производством, что создавало ему ореолне просто реформатора, а даже либерального реформатора, который находится воппозиции к существующей власти, а поэтому каждое его высказывание оченьвнимательно выслушивалось и обсуждалось.

Ореол «реформатора» сослужил емунеплохую службу, когда с приходом к власти М. С. Горбачева он был назначен (иливыбран) директором Института экономики Академии наук СССР. Правда, этадолжность оказалось достаточно непростой – с одной стороны, директор Институтаэкономики по должности обязан быть главным идеологом экономической политики встране, а с другой стороны, если эта роль ему не удается и в качестве идеологавыступает кто-то другой, то тогда он обязан прикрывать чужую политику своимавторитетом. Так получилось, что провести свои идеи в качестве базы новойэкономической политики ему поначалу не удалось, а стать рупором чужих не особохотелось, тем более, как показало время, эти идеи, носящее название «ускорение»,очень быстро провалились и только усугубили и без того тяжелое положениесоветской экономики.

Однако как раз благодаря тому,что «ускорение» провалилось, Леонид Иванович получил возможность взобраться на вершинупирамиды власти. В августе 1989 года он был назначен заместителем ПредседателяСовета Министров СССР, и уже на этой должности смог претворять в жизнь своипредставления о реформах. Но, увы, эти представления оказались крайне далеки оттого, как функционирует экономика - и на практике, и в теории. За время егопребывания на посту зампреда Правительства было принято много решений, но одноиз них, в силу своей неадекватности, запомнилось лучше всего. Идея состояла во введенииналога на прирост фонда оплаты труда, причем данный налог подавался как мера, спомощью которой будут бороться с инфляцией.

Тут надо сделать одноотступление, чтобы пояснить читателям суть происходящего. Дело в том, что всоветские времена официально утверждалось, что в социалистической плановойэкономике инфляции не может быть в принципе. Это, была, конечно, наглая ложь,так как эмиссия избыточной денежной массы происходила постоянно, и поэтомусоветское государство время от времени проводило так называемые денежныереформы (в 1947 году, в 1961 году и в 1991 году), чтобы изъять из обращенияэтот самый избыток. Но «денежные реформы» проводились время от времени, ипоэтому в перерывах между ними избыточная денежная масса постепенно накапливаласьили в виде наличных сбережений на руках у населения, или в виде вкладов всберкассах, принимая, таким образом, форму «отложенного спроса».

Несмотря на то, что этинакопления к условному 1985 году, были достаточно большими, с ними можно былобы при желании достаточно легко управиться. Однако вместо того, чтобы занятьсявыравниванием дисбалансов, скопившихся к тому времени в советской экономике,новое советское политическое руководство стало их наращивать дальше. Об«ускорении», которое привело к росту незавершенного капитального строительства,мы уже упоминали. Но, кроме того, к нему добавились и антиалкогольная компания,и массовые списания долгов сельскохозяйственных предприятий, и решения Съездовнародных депутатов, в числе которых было принятие массы социальных программ и,к сожалению, Чернобыльская катастрофа.

И все это требовало денег,которые все эмитировались, эмитировались и эмитировались. Как результат,платежеспособный спрос, который и раньше превышал товарное предложение, началего просто захлестывать, и товарный дефицит (в условиях фиксированных цен) сталтотальным.

В общем, ситуация ЛеонидуИвановичу досталась непростая, и одолеть ее он не смог. Тем более, чтопредложенный им метод борьбы с избыточным денежным предложением путемналогообложения фондов оплаты труда предприятий был в корне неправильным. Строгоговоря, когда вводится налог на прирост фондов оплаты труда (или прогрессивныйналог на индивидуальные доходы), то тем самым реализуется политика сокращения(или стабилизации) потребления и, одновременно, увеличения инвестирования. Но в1989-90 годах стимулировать инвестиции не было никакой необходимости – их надобыло, наоборот, сокращать, а к денежному обращению (в том числе и избыточному)процесс деления ВВП на потребление и инвестиции никакого отношения не имеет.

Все-таки деньги в обращении создаютсякредитованием предприятий и бюджета банковской системой, а не завышеннымифондами оплаты труда, поэтому если и надо было начинать борьбу с инфляцией, тодля этого стоило сначала сократить кредитные операции банковской системы. Ноэтого не было сделано: банки выдавали кредиты в неограниченном количестве, денежноепредложение все росло и росло. А что касается самого налога (отменить которыйудалось только через 10 лет), то директора предприятий нашли массу способов уклонятьсяот его уплаты, и на рост денежных выплат персоналу он практически никак неповлиял.

Директор Института экономики, поидее, эти вещи должен был знать. Но, как оказалось, многого из сферы реальногофункционирования экономики не учитывал, что и вызвало провал этой и массыдругих мер, подготовленных при его участии. В конце концов, неумение выправитьситуацию привело к отставке Абалкина и, чуть позже, всего Совета Министров СССРпод председательством Н.И. Рыжкова. На их место пришел кабинет ВалентинаПавлова, использовавший гораздо более жесткие меры борьбы с инфляцией, нотакже безуспешно, как и его предшественники.

Дальнейшее хорошо известно. В1991 году Л.И.Абалкин вернулся в Институт экономики, директором которогооставался до 2005 года, а научным руководителем – до самой смерти.

Хотя на протяжении последних летЛеонид Иванович давал критические оценки и самим реформам, и их отдельным ееэлементам, эта критика большого внимания не привлекала, так как носила восновном демагогический характер, да и сам критик в свое время проявил себя нелучшим образом, и поэтому имел не самую высокую репутацию.

Жизнь и деятельность ЛеонидаАбалкина является очень хорошим отражением ситуации в советской экономическойнауке, в которой до последнего времени работали (да и сейчас еще во многомработают) люди, которые почти все время потратили на разговоры о советскойэкономике, а точнее - на пропаганду ее успехов и критику отдельных недостатков.А потом оказалось, что все это время потрачено зря, и большая часть полученногопри этом знания (если оно, конечно, вообще было) уже большого интереса непредставляет. Кому, собственно, нужна политическая экономия социализма в разгарпервоначального накопления капитала?

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).