будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Канны-2011
Июнь 21, 2025
Кино
Красавцева Евгения

Большая тройка

Большая тройка
alles
Иллюстрация: Полит.ру

Спецпроект «Канны-2011»

11 мая на набережной Круазетт, в курортном городе Канны, стартовал 64-й международный Каннский кинофестиваль, который является одним из старейших и самых престижных в мире. Фестиваль каждый год проводится на базе Дворца фестивалей и конгрессов и наряду с кинофорумами в Венеции, Берлине и Москве входит в так называемые «фестивали категории А».

Открытие первого международного кинофестиваля в Каннах планировалось на 1 сентября 1939 года. По идее организаторов, он должен был представлять альтернативу Венецианскому кинофестивалю, попавшему под влияние нацистских властей. Однако именно в этот день началась вторая мировая война, в итоге фестиваль на Лазурном берегу был впервые проведен только в 1946 году.

По сравнению с другими европейскими кинофорумами, Каннский фестиваль является самым освещаемым событием в артистическом мире. В этом году на набережную Круазетт съедутся около 4 тысяч журналистов, которые на протяжении 10 дней будут освещать самые яркие события кинофорума.

Каннский кинофестиваль — мероприятие не для всех. В отличие от Венеции или Берлина, в Каннах оценить работы мастеров могут только работники киноиндустрии, журналисты или судьи, ведь билеты на сеансы не продаются. На вечерние показы мужчин пускают только в смогингах и галстуке-бабочке. Популярность фестиваля настолько велика, что даже на утренних сеансах, которые начинаются в 8:30 утра, зачастую бывают аншлаги.

Чтобы избежать преждевременной утечки информации, к жюри Каннского фестиваля применяются беспрецедентные меры — каждый из судей дает подписку о неразглашении внутренних тайн голосования. На финальную встречу членов жюри вывозят в уединенное секретное место, иногда на остров. В последнее время у них даже отбирают мобильные телефоны, чтобы информация о лауреатах не просочилась в прессу.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что Каннский фестиваль — безусловно, самый главный фестиваль Европы, а может быть, даже и мира. Как ни стараются Берлин с Венецией, но их авторитет все же уступает кинофоруму с Лазурного побережья. Администрация фестиваля обязательно программирует какой-нибудь скандал, а при формировании конкурсной программы организаторы нередко делают ставку на шок и провокацию.

Набережная Круазет. Фото: fr.zil, Flickr.com

Набережная Круазет. Фото: fr.zil, Flickr.com

Главным провокатором этого мероприятия можно считать датского режиссера Ларса фон Триера — в прошлом году он шокировал зрителей своим «Антихристом», а на нынешнем фестивале фон Триер представит ленту «Меланхолия», повествующую о красоте жизни и о конце света. До начала мероприятия режиссер раздает интервью, где дает понять, что публику снова ждет что-то невероятное.

Также Каннский фестиваль отличается от других кинофорумов тем, что у него есть свои постоянные участники и любимчики. Примерно две трети режиссеров, которые привезли свои новые работы на суд жюри, уже принимали участие в основной конкурсной программе. Это Ким Ки Дук из Южной Кореи, Гас Ван Сант из США и бельгийские мастера братья Дарденн. Однако к наиболее именитыми и успешным можно отнести, помимо фон Триера, испанца Педро Альмодовара - его новая картина «Кожа, в которой я живу», попала в основную конкурсную программу фестиваля и будет сражаться за «Золотую пальмовую ветвь».

Западные журналисты подсчитали, что из всех крупнейших и престижнейших международных кинофестивалей Каннский открыл больше всего режиссеров, признанных мэтрами в последние десятилетия XX века.

Помимо именитых мастеров в Каннах свои картины представляют и неизвестные режиссеры, от которых ни критики, ни журналисты зачастую не ждут громких прорывов, но в истории фестиваля были случаи, когда именно такие «темные лошадки» завоевывали главный приз и получали мировую известность.

В отличие от строгого Берлина и элитарной Венеции, в Каннах проходит множество событий, которые имеют весьма отдаленное отношение к кинематографу, но являются неотъемлемой частью фестиваля на набережной Круазетт. Так, пляжные вечеринки оцениваются в Каннах не менее пристрастно, чем конкурсные фильмы. В 1954 году на Лазурном берегу произошло событие, которое положило начало целой традиции - молодая французская актриса Симона Сильва решила немного обнажиться перед камерами. С тех пор девушки на каннских пляжах ежегодно устраивают для фотографов со всего мира эротические фотосессии.

Если же говорить о скандалах, то шумиха вокруг мероприятия и необычайное внимание прессы позволяют извлечь из этого события выгоду даже тем, кто к кино никакого отношения не имеет. В 2005 году неизвестный мошенник, представившись ассистентом супермодели Наоми Кэмпбелл, похитил весь ее гардероб. Годом ранее сразу после начала кинофестиваля на набережной Круазетт прошла демонстрация служащих шикарных каннских отелей, в которых обычно останавливались приехавшие звезды. Горничные и официанты вышли на улицы с требованием повысить зарплату — в противном случае они отказывались обслуживать высоких гостей. Чтобы не оставлять звезд мирового кинематографа без завтраков в неубранных номерах, требования обслуживающего персонала пришлось удовлетворить.

Столь яркое и громкое мероприятие объединяет не только выдающиеся кинопроекты, но и самых стильных людей и самые модные тренды. Каннский фестиваль представляется недосягаемым событием из мира богатых и знаменитых. Для тех, кто рассматривает фотографии в журналах, кульминацией всего фестиваля является вовсе не объявление счастливого обладателя «Золотой пальмовой ветви», а дефиле звезд и почетных гостей на красной ковровой дорожке. Пройти по ней под прицелом сотен теле- и фотокамер стремятся не только актеры, но и солидные представители французского бизнеса. Вечерние наряды, макияж и прически, спутники и спутницы мировых знаменитостей — все находится под пристальным вниманием фотографов и журналистов.

Каннский фестиваль считается наиболее международным, однако старейшим в мире является Венецианский кинофестиваль, который был основан в 1932 году по инициативе итальянского диктатора Бенито Муссолини и ежегодно проводится на острове Лидо. До 1942 года главная награда, «Кубок Муссолили», доставалась только итальянским и германским кинокартинам (в частности, приз получили оба главных фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли» и «Олимпия»), и лишь изредка приз присуждался советским, британским или американским режиссерам. С 1969 по 1979 годы фестиваль и вовсе был был внеконкурсным - в этот период лишь иногда отдельные фильмы отмечались медалями.

Венецианский кинофестиваль. Фото: Mansour Nasiri, Wikipedia

Венецианский кинофестиваль. Фото: Mansour Nasiri, Wikipedia

Если, как уже сообщалось выше, Каннский кинофорум был организован в противовес Венецианскому фестивалю, то Венецианский фестиваль задумывался как мероприятие, способное составить конкурецию американскому «Оскару». Эмблема Венеции — золотой крылатый лев — стала главным призом кинофестиваля с 1980 года.

По традиции Венецианский фестиваль проходит в сентябре, в связи с чем некоторые кинокритики называют его «вторым после Канн» или «последним смотром года». Однако его значение вряд ли кто-то решится недооценивать. В Венеции нет такого оглушительного пафоса, как в Каннах, однако туда также охотно и в большом количестве едут звезды. Но, что гораздо важнее, американские режиссеры представляют в Венеции фильмы, которые потом будут выдвигаться на «Оскар».

Организаторы Венецианского кинофорума больше заботятся об искусстве, нежели о бизнесе — мероприятие является составной частью биеннале, в связи с этим фестиваль называют Мостра, что в переводе с итальянского - «выставка». В то же время руководство кинофорума весьма умело разграничивает чистое искусство и коммерческую составляющую. Директор фестиваля Мориц де Хадельн более 20 лет настаивает на том, что награды должны получать фильмы, которые придутся по вкусу не только элите, но и широкой публике.

С 1951 года в Европе проводится еще одно крупнейшее событие в мире кинематографа — Берлинский кинофестиваль, победителю которого присуждается «Золотой медведь» (это животное — геральдический символ Берлина).

В отличие от Каннского кинофестиваля, Берлинале пытается встроить кинематограф в социальную картину мира. Жюри уделяет особое внимание тому, чтобы в фестивальной программе были представлены фильмы из разных стран, в том числе картины из Латинской Америки и Азии, а также из стран бывшего «Восточного Блока».

Берлинский кинофестиваль. Фото: Times, Wikipedia

Берлинский кинофестиваль. Фото: Times, Wikipedia

Критики считают этот кинофорум самым политическим и самым идейным. Здесь нередко победу одерживают ленты, может быть, не самые выдающиеся с художественной точки зрения, но зато к событиям, связанным с картиной или режиссером, обычно приковано внимание всего мира.

 В качестве примера можно вспомнить прошлогоднего победителя - Роман Полански заканчивал своего «Призрака», находясь под арестом, и жюри фестиваля, присудив ленте главный приз, выразило солидарность с режиссером. Решение 2011 года многие критики также назвали политическим - «Золотой медведь» предсказуемо достался иранскому режиссеру Асхару Фархади. Таким образом жюри поддержало иранских кинематографистов - режиссер из этой страны Джафар Панахи в конце прошлого года был приговорен к шести годам лишения свободы и запрету на занятие кинематографической деятельностью.

Самые престижные кинофестивали в мире неофициально называют Big Five («Большая пятерка»). Каннам в этом рейтинге принадлежит неоспоримое лидерство, второе и третье места делят между собой Берлин и Венеция, следом идет Торонто, и замыкает пятерку проходящий в американском городке Парк-сити «Санденс».

Два североамериканских киносмотра считаются более демократичными и менее формальными, чем их именитые европейские собратья. Так, «Санденс» специализируется на независимом кино, не совсем голливудском кино, а Торонсткий фестиваль и вовсе не имеет конкурсной программы — победителю присуждается приз зрительских симпатий.

Московский международный фестиваль, хоть и является одним из старейших в мире (он был основан в 1935 году), по популярности и престижности значительно уступает крупнейшим европейским кинофорумам. ММКФ вызывает гораздо меньший интерес зрителей и СМИ, а звезды мирового кино не так охотно едут в Москву, как в те же Канны или Венецию.

Его появлению также способствовал Венецианский кинофестиваль. В 1934 года итальянцы вручили советским кинематографистам главный приз, который носил имя Бенито Муссолини. Именно тогда в Кремле и родилась идея о проведении в Москве собственного фестиваля. Долгое время московский кинофорум был политизированным — главный приз присуждался советским режиссерам, вторую премию отдавали дружественным соцстранам, и только третья по важности награда доставалась режиссерам из капиталистических государств. Однако в 1963 году тенденцию удалось переломить - лучшим был назван фильм «Восемь с половиной» Федерико Феллини.

По мнению кинокритиков, наибольший интерес на ММКФ представляет именно внеконкурсная программа. Стоящие картины режиссеры стремятся продемонстрировать в более престижных Каннах, Берлине или Венеции, поэтому в московский конкурс попадают довольно средние ленты. У организаторов российского киносмотра большие амбиции, однако критики сходятся в том, что ММКФ еще только предстоит найти свою нишу, чтобы быть непохожим на другие фестивали класса «А».

Если не принимать во внимание фестивальные награды, то, безусловно, самым раскрученным и ожидаемым событием в мире мирового кино является вручение премии «Оскар». С 1929 года американская киноакадемия называет лучшие работы и подводит итоги прошедшего киногода. В настоящее время трансляция церемонии ведется в более чем двух десятках стран в прямом эфире.

Однако в последние годы политика премии и выбор жюри подвергаются критике со стороны независимых специалистов. Они отмечают, что кинокомпании активно рекламируют фильмы-претенденты в преддверии церемонии, оказывая таким образом давление на членов Киноакадемии. Особенно жаркие споры вызывают главные претенденты на премию в номинации «Лучший фильм года», в которой при определении победителя нередко учитывается известность картины и сборы фильма в прокате. Аутсайдеры кассовых сборов, напротив, редко номинируются и почти никогда не выигрывают. За последние 15 лет победителями в номинации «Лучший фильм» становились такие известные ленты, как «Титаник», «Гладиатор», «Чикаго», «Властелин колец», «Малышка на миллион», «Миллионер из трущоб», «Повелитель бури», «Король говорит».

Критикуют «Оскар» и за излишнюю, по мнению многих, политкорректность. Академики, как правило, не обходят вниманием картины, повествующие об однополых отношениях или о расовой дискриминации, даже если их художественные достоинства оставляют желать лучшего.

Всего же в мире невероятное количество фестивалей. Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF), которая с 1977 года выдает кинофорумам лицензии, признает около пятидесяти. Но в путеводителях по фестивалям, которые ежегодно публикуют ведущие американские и британские киножурналы, упоминается до 900 подобных мероприятий, а иногда и больше. Тем не менее широкой общественности они малоизвестны.

«Золотая пальмовая ветвь», «Золотой лев» и «Золотой медведь» - вот заветные для кинематографистов награды, которые поднимают получившую их картину на новую высоту. Среди множества фестивалей Каннский, Венецианский и Берлинский кинофорумы занимают исключительное место и оказывают огромное влияние на развитие современного кинематографа. Престиж данных мероприятий настолько велик, что даже просто показ в основной конкурсной программе считается огромным успехом для картины и режиссёра.

Благодаря большому вниманию средств массовой информации, эти фестивали всегда вызывают неизменный интерес не только у профессионалов, но и у публики. Три раза в год на несколько дней Венеция, Берлин и небольшой курортный городок на юге Франции становятся центром артистического мира — туда съезжаются звезды, кинопродюсеры, фотографы, журналисты и просто любители кино. Конкурировать с ними по популярности может разве что «Оскар», но, в отличие от американской кинопремии, европейские фестивали помогают пробиться в мировой прокат некоммерческому кино. У каждого из фестивалей «Большой тройки»- свои амбиции и свое лицо, а если учесть традиции и грамотную политику, которую проводят их организаторы, вовсе не удивительно, что среди сотен фестивалей по всеми миру Каннский, Венецианский и Берлинский на протяжении многих десятилетий остаются наиболее узнаваемыми.

Красавцева Евгения
читайте также
Кино
Фильмы на майские
Май 10, 2024
Кино
Ты снимешь мою казнь? Колонка по мотивам спецпоказа «Падения империи»
Апрель 9, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).