11 мая на набережной Круазетт, в курортном городе Канны, стартовал 64-й международный Каннский кинофестиваль, который является одним из старейших и самых престижных в мире. Фестиваль каждый год проводится на базе Дворца фестивалей и конгрессов и наряду с кинофорумами в Венеции, Берлине и Москве входит в так называемые «фестивали категории А».
Открытие первого международного кинофестиваля в Каннах планировалось на 1 сентября 1939 года. По идее организаторов, он должен был представлять альтернативу Венецианскому кинофестивалю, попавшему под влияние нацистских властей. Однако именно в этот день началась вторая мировая война, в итоге фестиваль на Лазурном берегу был впервые проведен только в 1946 году.
По сравнению с другими европейскими кинофорумами, Каннский фестиваль является самым освещаемым событием в артистическом мире. В этом году на набережную Круазетт съедутся около 4 тысяч журналистов, которые на протяжении 10 дней будут освещать самые яркие события кинофорума.
Каннский кинофестиваль — мероприятие не для всех. В отличие от Венеции или Берлина, в Каннах оценить работы мастеров могут только работники киноиндустрии, журналисты или судьи, ведь билеты на сеансы не продаются. На вечерние показы мужчин пускают только в смогингах и галстуке-бабочке. Популярность фестиваля настолько велика, что даже на утренних сеансах, которые начинаются в 8:30 утра, зачастую бывают аншлаги.
Чтобы избежать преждевременной утечки информации, к жюри Каннского фестиваля применяются беспрецедентные меры — каждый из судей дает подписку о неразглашении внутренних тайн голосования. На финальную встречу членов жюри вывозят в уединенное секретное место, иногда на остров. В последнее время у них даже отбирают мобильные телефоны, чтобы информация о лауреатах не просочилась в прессу.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что Каннский фестиваль — безусловно, самый главный фестиваль Европы, а может быть, даже и мира. Как ни стараются Берлин с Венецией, но их авторитет все же уступает кинофоруму с Лазурного побережья. Администрация фестиваля обязательно программирует какой-нибудь скандал, а при формировании конкурсной программы организаторы нередко делают ставку на шок и провокацию.
Набережная Круазет. Фото: fr.zil, Flickr.com
Главным провокатором этого мероприятия можно считать датского режиссера Ларса фон Триера — в прошлом году он шокировал зрителей своим «Антихристом», а на нынешнем фестивале фон Триер представит ленту «Меланхолия», повествующую о красоте жизни и о конце света. До начала мероприятия режиссер раздает интервью, где дает понять, что публику снова ждет что-то невероятное.
Также Каннский фестиваль отличается от других кинофорумов тем, что у него есть свои постоянные участники и любимчики. Примерно две трети режиссеров, которые привезли свои новые работы на суд жюри, уже принимали участие в основной конкурсной программе. Это Ким Ки Дук из Южной Кореи, Гас Ван Сант из США и бельгийские мастера братья Дарденн. Однако к наиболее именитыми и успешным можно отнести, помимо фон Триера, испанца Педро Альмодовара - его новая картина «Кожа, в которой я живу», попала в основную конкурсную программу фестиваля и будет сражаться за «Золотую пальмовую ветвь».
Западные журналисты подсчитали, что из всех крупнейших и престижнейших международных кинофестивалей Каннский открыл больше всего режиссеров, признанных мэтрами в последние десятилетия XX века.
Помимо именитых мастеров в Каннах свои картины представляют и неизвестные режиссеры, от которых ни критики, ни журналисты зачастую не ждут громких прорывов, но в истории фестиваля были случаи, когда именно такие «темные лошадки» завоевывали главный приз и получали мировую известность.
В отличие от строгого Берлина и элитарной Венеции, в Каннах проходит множество событий, которые имеют весьма отдаленное отношение к кинематографу, но являются неотъемлемой частью фестиваля на набережной Круазетт. Так, пляжные вечеринки оцениваются в Каннах не менее пристрастно, чем конкурсные фильмы. В 1954 году на Лазурном берегу произошло событие, которое положило начало целой традиции - молодая французская актриса Симона Сильва решила немного обнажиться перед камерами. С тех пор девушки на каннских пляжах ежегодно устраивают для фотографов со всего мира эротические фотосессии.
Если же говорить о скандалах, то шумиха вокруг мероприятия и необычайное внимание прессы позволяют извлечь из этого события выгоду даже тем, кто к кино никакого отношения не имеет. В 2005 году неизвестный мошенник, представившись ассистентом супермодели Наоми Кэмпбелл, похитил весь ее гардероб. Годом ранее сразу после начала кинофестиваля на набережной Круазетт прошла демонстрация служащих шикарных каннских отелей, в которых обычно останавливались приехавшие звезды. Горничные и официанты вышли на улицы с требованием повысить зарплату — в противном случае они отказывались обслуживать высоких гостей. Чтобы не оставлять звезд мирового кинематографа без завтраков в неубранных номерах, требования обслуживающего персонала пришлось удовлетворить.
Столь яркое и громкое мероприятие объединяет не только выдающиеся кинопроекты, но и самых стильных людей и самые модные тренды. Каннский фестиваль представляется недосягаемым событием из мира богатых и знаменитых. Для тех, кто рассматривает фотографии в журналах, кульминацией всего фестиваля является вовсе не объявление счастливого обладателя «Золотой пальмовой ветви», а дефиле звезд и почетных гостей на красной ковровой дорожке. Пройти по ней под прицелом сотен теле- и фотокамер стремятся не только актеры, но и солидные представители французского бизнеса. Вечерние наряды, макияж и прически, спутники и спутницы мировых знаменитостей — все находится под пристальным вниманием фотографов и журналистов.
Каннский фестиваль считается наиболее международным, однако старейшим в мире является Венецианский кинофестиваль, который был основан в 1932 году по инициативе итальянского диктатора Бенито Муссолини и ежегодно проводится на острове Лидо. До 1942 года главная награда, «Кубок Муссолили», доставалась только итальянским и германским кинокартинам (в частности, приз получили оба главных фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли» и «Олимпия»), и лишь изредка приз присуждался советским, британским или американским режиссерам. С 1969 по 1979 годы фестиваль и вовсе был был внеконкурсным - в этот период лишь иногда отдельные фильмы отмечались медалями.
Венецианский кинофестиваль. Фото: Mansour Nasiri, Wikipedia
Если, как уже сообщалось выше, Каннский кинофорум был организован в противовес Венецианскому фестивалю, то Венецианский фестиваль задумывался как мероприятие, способное составить конкурецию американскому «Оскару». Эмблема Венеции — золотой крылатый лев — стала главным призом кинофестиваля с 1980 года.
По традиции Венецианский фестиваль проходит в сентябре, в связи с чем некоторые кинокритики называют его «вторым после Канн» или «последним смотром года». Однако его значение вряд ли кто-то решится недооценивать. В Венеции нет такого оглушительного пафоса, как в Каннах, однако туда также охотно и в большом количестве едут звезды. Но, что гораздо важнее, американские режиссеры представляют в Венеции фильмы, которые потом будут выдвигаться на «Оскар».
Организаторы Венецианского кинофорума больше заботятся об искусстве, нежели о бизнесе — мероприятие является составной частью биеннале, в связи с этим фестиваль называют Мостра, что в переводе с итальянского - «выставка». В то же время руководство кинофорума весьма умело разграничивает чистое искусство и коммерческую составляющую. Директор фестиваля Мориц де Хадельн более 20 лет настаивает на том, что награды должны получать фильмы, которые придутся по вкусу не только элите, но и широкой публике.
С 1951 года в Европе проводится еще одно крупнейшее событие в мире кинематографа — Берлинский кинофестиваль, победителю которого присуждается «Золотой медведь» (это животное — геральдический символ Берлина).
В отличие от Каннского кинофестиваля, Берлинале пытается встроить кинематограф в социальную картину мира. Жюри уделяет особое внимание тому, чтобы в фестивальной программе были представлены фильмы из разных стран, в том числе картины из Латинской Америки и Азии, а также из стран бывшего «Восточного Блока».
Берлинский кинофестиваль. Фото: Times, Wikipedia
Критики считают этот кинофорум самым политическим и самым идейным. Здесь нередко победу одерживают ленты, может быть, не самые выдающиеся с художественной точки зрения, но зато к событиям, связанным с картиной или режиссером, обычно приковано внимание всего мира.
В качестве примера можно вспомнить прошлогоднего победителя - Роман Полански заканчивал своего «Призрака», находясь под арестом, и жюри фестиваля, присудив ленте главный приз, выразило солидарность с режиссером. Решение 2011 года многие критики также назвали политическим - «Золотой медведь» предсказуемо достался иранскому режиссеру Асхару Фархади. Таким образом жюри поддержало иранских кинематографистов - режиссер из этой страны Джафар Панахи в конце прошлого года был приговорен к шести годам лишения свободы и запрету на занятие кинематографической деятельностью.
Самые престижные кинофестивали в мире неофициально называют Big Five («Большая пятерка»). Каннам в этом рейтинге принадлежит неоспоримое лидерство, второе и третье места делят между собой Берлин и Венеция, следом идет Торонто, и замыкает пятерку проходящий в американском городке Парк-сити «Санденс».
Два североамериканских киносмотра считаются более демократичными и менее формальными, чем их именитые европейские собратья. Так, «Санденс» специализируется на независимом кино, не совсем голливудском кино, а Торонсткий фестиваль и вовсе не имеет конкурсной программы — победителю присуждается приз зрительских симпатий.
Московский международный фестиваль, хоть и является одним из старейших в мире (он был основан в 1935 году), по популярности и престижности значительно уступает крупнейшим европейским кинофорумам. ММКФ вызывает гораздо меньший интерес зрителей и СМИ, а звезды мирового кино не так охотно едут в Москву, как в те же Канны или Венецию.
Его появлению также способствовал Венецианский кинофестиваль. В 1934 года итальянцы вручили советским кинематографистам главный приз, который носил имя Бенито Муссолини. Именно тогда в Кремле и родилась идея о проведении в Москве собственного фестиваля. Долгое время московский кинофорум был политизированным — главный приз присуждался советским режиссерам, вторую премию отдавали дружественным соцстранам, и только третья по важности награда доставалась режиссерам из капиталистических государств. Однако в 1963 году тенденцию удалось переломить - лучшим был назван фильм «Восемь с половиной» Федерико Феллини.
По мнению кинокритиков, наибольший интерес на ММКФ представляет именно внеконкурсная программа. Стоящие картины режиссеры стремятся продемонстрировать в более престижных Каннах, Берлине или Венеции, поэтому в московский конкурс попадают довольно средние ленты. У организаторов российского киносмотра большие амбиции, однако критики сходятся в том, что ММКФ еще только предстоит найти свою нишу, чтобы быть непохожим на другие фестивали класса «А».
Если не принимать во внимание фестивальные награды, то, безусловно, самым раскрученным и ожидаемым событием в мире мирового кино является вручение премии «Оскар». С 1929 года американская киноакадемия называет лучшие работы и подводит итоги прошедшего киногода. В настоящее время трансляция церемонии ведется в более чем двух десятках стран в прямом эфире.
Однако в последние годы политика премии и выбор жюри подвергаются критике со стороны независимых специалистов. Они отмечают, что кинокомпании активно рекламируют фильмы-претенденты в преддверии церемонии, оказывая таким образом давление на членов Киноакадемии. Особенно жаркие споры вызывают главные претенденты на премию в номинации «Лучший фильм года», в которой при определении победителя нередко учитывается известность картины и сборы фильма в прокате. Аутсайдеры кассовых сборов, напротив, редко номинируются и почти никогда не выигрывают. За последние 15 лет победителями в номинации «Лучший фильм» становились такие известные ленты, как «Титаник», «Гладиатор», «Чикаго», «Властелин колец», «Малышка на миллион», «Миллионер из трущоб», «Повелитель бури», «Король говорит».
Критикуют «Оскар» и за излишнюю, по мнению многих, политкорректность. Академики, как правило, не обходят вниманием картины, повествующие об однополых отношениях или о расовой дискриминации, даже если их художественные достоинства оставляют желать лучшего.
Всего же в мире невероятное количество фестивалей. Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF), которая с 1977 года выдает кинофорумам лицензии, признает около пятидесяти. Но в путеводителях по фестивалям, которые ежегодно публикуют ведущие американские и британские киножурналы, упоминается до 900 подобных мероприятий, а иногда и больше. Тем не менее широкой общественности они малоизвестны.
«Золотая пальмовая ветвь», «Золотой лев» и «Золотой медведь» - вот заветные для кинематографистов награды, которые поднимают получившую их картину на новую высоту. Среди множества фестивалей Каннский, Венецианский и Берлинский кинофорумы занимают исключительное место и оказывают огромное влияние на развитие современного кинематографа. Престиж данных мероприятий настолько велик, что даже просто показ в основной конкурсной программе считается огромным успехом для картины и режиссёра.
Благодаря большому вниманию средств массовой информации, эти фестивали всегда вызывают неизменный интерес не только у профессионалов, но и у публики. Три раза в год на несколько дней Венеция, Берлин и небольшой курортный городок на юге Франции становятся центром артистического мира — туда съезжаются звезды, кинопродюсеры, фотографы, журналисты и просто любители кино. Конкурировать с ними по популярности может разве что «Оскар», но, в отличие от американской кинопремии, европейские фестивали помогают пробиться в мировой прокат некоммерческому кино. У каждого из фестивалей «Большой тройки»- свои амбиции и свое лицо, а если учесть традиции и грамотную политику, которую проводят их организаторы, вовсе не удивительно, что среди сотен фестивалей по всеми миру Каннский, Венецианский и Берлинский на протяжении многих десятилетий остаются наиболее узнаваемыми.