будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 17, 2025
Кино
Усыскин Лев

Гражданин Кино

Гражданин Кино
ckane2
Кадр из фильма "Гражданин Кейн"

1 мая 1941 г. в бродвейском RKOPalace Theater прошла премьера нового фильма малоизвестного, преимущественнотеатрального режиссера Орсона Уэллса "Гражданин Кейн". Фурора неслучилось – лента зрителям, в общем, понравилась, хотя этих зрителей было неслишком много, меньше, чем ожидалось. Сколько-нибудь значительные сборы имелиместо лишь в нескольких крупных городах Америки – тогда как в глубинку фильмтолком и не попал: несколько серьезных сетей кинотеатров отказались брать копиипод давлением медиамагната У. Р. Херста, увидевшего в главном герое себя иупотребившего все свое нешуточное влияние (вплоть до попыток выкупить, а затеми смыть негатив), дабы уменьшить число зрителей как только можно. Тем не менее,специалисты и неангажированные критики сразу же оценили "Гражданина"весьма высоко – на следующий год он получает Оскара за сценарий, а некотороевремя спустя без лишнего шума зарабатывает почти консенсусную оценку лучшегофильма американского кинематографа во все времена. А то и не толькоамериканского.

Как бы то ни было, Citizen Kane действительно останетсяодним из самых значительных художественных высказываний отошедшего века, войдя,наверное, в число двадцати наиболее емких в содержательном плане, считая повсем видам искусства. Как и положено шедевру, он представляет собойпарадоксальное, по сути, сочетание нескольких, как бы независимых друг от другадостижений – скажем, целого ряда технических новаций в тогдашнем кинематографе.Таких, как съемки с равномерной резкостью как на переднем, так и на заднихпланах (что дает зрителю как бы свободу разглядывания – его глаз лишаетсяслишком прямого внешнего управления, а взамен начинает управляться болеетонкими, по сути, средствами: представлением зрителя о текущем сюжете, нюансамиигры актеров и пр.); планы, снятые с низких углов, при которых люди видны вкадре на фоне потолков, или съемки сверхдлинными непрерывными кусками,вводящими актеров в эмоциональное состояние, подобное таковому на театральнойсцене. С другой стороны, безусловной новацией стало и само построениекинонарратива – через многочисленные флэшбеки. Сам этот прием, конечно же, былизвестен и прежде, но в "Гражданине…" он впервые сталфабулообразующим.

Все эти открытия чудные,разумеется, были в 41 году оценены по достоинству и впоследствии многократноиспользованы сотнями и тысячами кинорежиссеров по всему миру. Сегодня мы уже нечувствуем в этом никакой новизны, однако фильм действует на нас столь жезавораживающе, сколь и на наших воображаемых американских прадедушек. Ибо техническаяновизна в нем не самоценна, а подчинена истории, всем ее акцентам и спрятаннымдруг под друга планам. Это вот чудесное сцепление и не позволяет фильму статьжертвой самой распространенной беды – классического киношного устаревания,когда художественные условности былых времен перестают восприниматься таковымии, в итоге, старые драматические ленты представляются смешными и наивными, уженикак не способными заставить зрителя поверитьпроисходящему.

Разглагольствовать об этих планахможно очень и очень долго – сильно за пределы календарной заметки. К счастью,информации об этом творении Орсона Уэллса достаточно на любой вкус –любопытствующие легко найдут и историю знаменитой радиопостановки "Войнамиров" по роману Герберта Уэллса, сделавшей Орсона Уэллса знаменитымблагодаря порожденной трансляцией панике: публика в американской провинции ивпрямь решила, что на нее напали марсиане… И перечень всамделишных пересеченийсудьбы Чарльза Фостера Кейна с таковой реального Уильяма Рэндольфа Херста –вплоть до вложенных в уста первого знаменитых фраз второго.

Мы здесь, пожалуй, остановимсялишь на одном связанным с фильмом аспекте, когда-то показавшимся странным, апосле – вырулившим к довольно неожиданной находке.

В самом деле, есть расхожаяглупость, кочующая из одной дешевой заметки в другую. Дескать, "ГражданинКейн" – это социальная драма, живописующая крах на персональном уровнет.н. "американской мечты". Понятно, что это чушь: американская мечта,представляющая собой историю предпринимательского успеха, делающего бедногобогатым, не имеет к герою фильма никакого отношения. Он стал богатым с детства– обладателем шестого состояния в мире. Да и успех его дальнейших предприятийвесьма относителен – об этом говорится и прямо, и косвенно. Газеты Кейназакрывались в период Великой Депрессии, и даже его звездная"Инквайрер" как мы видим, приносила ему одни убытки - по крайней меренесколько первых лет. Да и сам герой не раз повторяет, что "привык кпотерям". В общем, большого финансового успеха он не демонстрирует – но,несмотря на это, денег у него всегда без ограничений. Собственно, к деньгам он,вопреки обыкновению героев американской мечты, и не стремится – его притягиваетчто-то иное. Что же? Как будто бы – власть. В данном случае – власть над людьмичерез медиа, естественным образом едва не прорастающая во власть политическую –и вот уже герой, пусть и неуспешно, борется за кресло губернатора штата.

Однако же, просмотрев ленту доконца – включая разгадку в последних кадрах "тайны розового бутона",– мы понимаем, что это не так. Чарльз Кейн всю жизнь пытается заполнитьдушевную пустоту, возникшую после утраты родительской семьи – откуда, как мызнаем, он в восьмилетнем возрасте был изъят ради получения воспитания,адекватного состоянию. Он ищет мать, материнскую любовь – и не может ее найти,оказываясь в результате в довольно странном отношении к жизни в целом. Он какбы не участвует в ней, он как бы со стороны – другие люди, общество, и т.д. –все это, по большому счету, внешние, не затрагивающие его предметы, лишьсредства в бесплодной попытке заполнить душевную дыру – наряду с истеричнозакупаемыми дорогими безделушками, шедеврами искусства, античными статуями,беспрецедентно роскошным поместьем Ксанаду и пр. Весь этот "внешниймир" регулярно мстит бедному Кейну – показателен здесь нокаут отполитического противника на губернаторских выборах: для него-то политическаяборьба была не спортом, а вполне витальной ценностью, что и решило вопрос. Силахудожественного высказывания здесь в том, что герой, как мы видим, обладаетцелым рядом достоинств: он, в целом, добр, талантлив, работящ – и, несмотря наэто, никак не способен "прикрепиться" к жизни. Похоже, эта проблемавообще не в его власти – и вообще ни в чьей: ни людей, ни богов. Типичнаяситуация античной драмы.

Херст, разозлившийся на фактпохожести на него героя фильма, был, разумеется, прав – еще до начала работынад сценарием Уэллс и Г. Манкевич совершенно сознательно видели газетногомагната прототипом главного героя. Однако и не прав он был тоже – ибо визвестной степени режиссер (сыгравший в фильме также и заглавную роль)рассказывал с экрана и о себе самом. Орсон ведь тоже был сиротой: матери онлишился девяти лет от роду, тогда как отец-алкоголик ушел из семьи и скончался,когда юноше исполнилось 15. Есть чудесная сцена в фильме "Наполеон"Абеля Ганса, где Орсон Уэллс играет Роберта Фултона – изобретателя первогопарохода. Наполеон возвращает Фултону отвергнутый академией проект, говоря,что, де, ну, вот – эксперты сказали "нет" – и мы видим лицоФултона-Уэллса - исполненное такой неприкаянности, что дальше некуда. Он словнобы говорит бессловесно: "Что же это? Куда мне с моим талантом? Ведь еслидаже великий ниспровергатель традиций – Наполеон - не в силах меня понять…"Собственно, как-то так оно и было – при том, что американский режиссер снялнемало значительного и помимо "Гражданина Кейна"…

Однако же, есть у нас пример ипоближе. Вот отрывки из русской Википедии об одном известном всем российскомпредпринимателе:

 

Родился24 октября 1966 года в Саратове. Родители Романа жили в Сыктывкаре (Коми АССР).Отец — Аркадий Нахимович Абрамович (Арон) работал в Сыктывкарскомсовнархозе, погиб в результате аварии на стройке, когда Роману было 4 года.Мать — Ирина Васильевна (урождённая Михайленко) умерла в октябре 1967года, когда Роману исполнилось 1,5 года.

Взятыйна воспитание в семью дяди Лейба Абрамовича, Роман провёл значительную частьсвоей юности в городе Ухте (Коми АССР), где тот работал начальником управлениярабочего снабжения «Печорлеса» при «КомилесУРСе». Учился Роман с 1 по 4 класс вшколе № 2, находящейся по ул. Мира.

В1974 году переехал в Москву, к своему второму дяде — Абраму Абрамовичу. В1983 году окончил московскую среднюю школу № 232. Срочную военную службу в1984—1986 году проходил в автовзводе артиллерийского полка (г. Киржач Владимирской области). В декабре 2009 года Т. Б. Юмашева(советник своего отца Президента Бориса Николаевича Ельцина в 1996—1999 годы)утверждала, ссылаясь на рассказ ей самого Абрамовича, что рядовой автовзводаартиллерийского полка в военной части № 11785 Роман Абрамович поделил лес,который им надо было вырубать (как задание перед увольнением в запас) на равныеквадраты, которые продал крестьянам соседней деревни под вырубку дров;вырученные деньги («денег было много») поделил с сослуживцами.

Летом2003 года Абрамович купил находящийся на грани разорения английский футбольныйклуб «Челси», выплатил его долги и укомплектовалкоманду дорогими футболистами, что широко освещалось в СМИ в Британии и вРоссии, где его обвиняли в том, что он вкладывает российские деньги виностранный спорт.

Абрамовичвладеет пятью яхтами люкс-класса. В западных СМИ их называют «ФлотомАбрамовича» (англ. Abramovich Navy):

Сообщается,что одна из его яхт — Pelorus — оснащена системой противоракетнойобороны, плазмогенератором и плазмометом, зениткой и лазернымголографическим проектором, вертолётом и подлодкой для бегства в случае опасности.

Емупринадлежит частный Боинг 767-33A/ER (регистрация P4-MES, зарегистрированный в Арубе), известный как «Бандит» из-за деталей покраски кабины. Первоначальносамолет был заказан Гавайскими Авиалиниями, но заказ был отменен, Абрамовичкупил этот Боинг и переоборудовал по собственным требованиям. P4-MES частооставляется в составе Harrods Aviation в Аэропорту Станстед, Великобритания.

Всентябре 2008 года Airbus завершили свой новый частный самолет дляАбрамовича — A340-313X (Регистрация M-ABUS). Он также владеет тремявертолетами Eurocopter.

В2004 году Абрамович купил два бронированных лимузина Maybach 62 стоимостью 1 млн фунтов стерлингов..Абрамович владеет FerrariFXX, стоимостью 2,2 млн долл.всего произведено 30 таких автомобилей. Он также владеет Bugatti Veyron, MaseratiMC12 Corsa, Ferrari360 и модифицированным Porsche Carrera GT. Также владеет мотоциклом Ducati, обтекатели которого покрашены в цвета российского флага (триколор) саэрографией в виде золотого двуглавого орла времён царской России.

Если это не гражданин Кейн, то ктоже?

Усыскин Лев
читайте также
Кино
Фильмы на майские
Май 10, 2024
Кино
Ты снимешь мою казнь? Колонка по мотивам спецпоказа «Падения империи»
Апрель 9, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).