В Москве объявлены лауреаты Национальной кинематографической премии «Ника» за 2010 год — главной кинопремии в России, странах СНГ и Балтии. Учрежденная в 1987 году Секретариатом Союза кинематографистов СССР по инициативе Юлия Гусмана и Виктора Мережко, «Ника» сперва присуждалась по итогам голосования, в котором могли участвовать все члены конфедерации Союза. Затем, с 1990-х, победителей стали определять тайным голосованием представители Российской Академии кинематографических искусств. Лауреатам в каждой из номинаций вручается выполненная из бронзы и покрытая позолотой статуэтка крылатой богини Ники, ее автор — скульптор Сергей Микульский.
Наибольшее количество статуэток — семь — у фильма «Телец» Александра Сокурова. Вместе с тем, по регламенту «Ники», авторы картин могут отказываться от участия в конкурсе, что и сделал Сокуров после снятия «Александры» (2007). Среди лауреатов премии, в разных номинациях — Алексей Балабанов (1998, «Про уродов и людей»), Алексей Герман (1999, «Хрусталев, машину!»), Вадим Абдрашитов (2003, «Магнитные бури»), Кира Муратова (2004, «Настройщик»), Андрей Звягинцев (2003, «Возвращение»), Иван Вырыпаев (2006, «Эйфория»), Алексей Попогребский (2007, «Простые вещи»).
В 2011 году, на 24-й церемонии вручения «Ники», лучшим игровым фильмом был назван «Край» Алексея Учителя. Исполнивший в нем главную роль Владимир Машков говорил в интервью Владимиру Познеру, что в течение девяти месяцев жил в паровозе, фигурировавшем в «Крае». А иначе, подчеркивал Машков, не понять это «уникальное существо». Со слов Машкова, получившего статуэтку за «лучшую мужскую роль» в «Крае», в картине «только один компьютерный кадр», что свидетельствует о «впечатляющей работе» операторов и художников. Похваленный Машковым оператор «Края» Юрий Клименко тоже стал лауреатом «Ники».
Приз в номинации «Честь и достоинство», за вклад в отечественное кино, получил Сергей Юрский, признавшийся, что награда стала за него неожиданностью. Ранее Юрский не номинировался на «Нику», хотя, говорит, очень этого хотел. Вместе с тем, подчеркнул актер и режиссер, эйфории по поводу «Ники» он сейчас не чувствует. Получив статуэтку из рук писателя и поэта Дмитрия Быкова, Юрский просто сказал, что он «рад» и поблагодарил всех «за честь и за достоинство».
«Нику» за «лучшую женскую роль» получила Нина Русланова. Вопреки расхожему мнению, что Русланову открыла Кира Муратова, актриса, по словам самой Муратовой, открылась бы сама «через день-два». Русланова же признавалась, что Муратова для нее — «особая часть» жизни, подруга и наставница. Впрочем, статуэтку на церемонии «Ники» 7 апреля 2011-го Русланова получала вовсе не за работу с Муратовой (как это было в 1988-м за муратовские «Короткие встречи» и в 2004-м за ее же «Настройщика»), за роль в фильме Владимира Тумаева «Китайская бабушка». За «лучшую женскую роль второго плана» в той же картине лауреатом «Ники» стала Ирина Муравьева. Ее на церемонии награждения не было, Русланова же растрогалась, хотя в ее жизни это уже четвертая «Ника».
«Лучшей режиссерской работой» 2010 года была признана кинолента «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского. Известный своими «Простыми вещами» (2007), а также соавторством с Борисом Хлебниковым (в частности, «Коктебелем», 2003), Попогребский говорил о «Как я провел...», что к этому фильму он шел дольше, чем к прежним лентам. Попогребского, с его слов, очень заинтересовала тема изоляции человека, а изолирован он именно на севере, что сродни пребыванию в космосе. Нарушится что-то в системе жизнеобеспечения — «и каюк», подчеркивал режиссер.
«Открытием года» стал Дмитрий Мамулия с картиной «Другое небо». На главную роль в этой драме — роль таджикского гастарбайтера — Мамулия пригласил француза Хабиба Буфареса. Говорит, долго искал героя среди московских гастарбайтеров, но ни у кого из них не было нужной степени «закрытости». А у Буфареса эту необходимую для фильма «закрытость» Мамулия, по его словам, нашел. Мамулия подчеркивал, что хотел найти лицо, лишенное «подсказок», чтобы зритель не мог распознать его, героя, мотивацию, соотнести его жизнь со своей собственной.
Трех статуэток был удостоен фильм «Брестская крепость» Александра Котта, рассказывающий о первых днях Великой Отечественной войны. За «лучшую звукорежиссуру» получили «Нику» Филипп Ламшин и Анатолий Белозеров, за «лучшую работу художника» — Алим Матвейчук, за «лучшую работу художника по костюмам» — Сергей Стручев и Владимир Корецкий.
В номинации «лучшая мужская роль второго плана» победителем стал Евгений Миронов, снявшийся в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Предстояние».
«Лучшим неигровым фильмом» 2010 года объявлен «Мой друг доктор Лиза» Тофика Шахвердиева — о враче-реаниматологе Елизавете Глинке, основательнице первого в Киеве хосписа (1999, при местной онкологической больнице).
«Лучшим фильмом СНГ и Балтии» стала картина «Глазами призрака» Рустама Ибрагимбекова (Азербайджан, Франция), рассказывающая о событиях в Баку 1990 года, когда в столицу были введены советские войска — для разбирательства с армяно-азербайджанским конфликтом, а Рустам Ибрагимбеков и тогдашний представитель СССР в ЮНЕСКО Рамиз Абуталыбов смогли привезти в Баку группу французских журналистов.
Две «Ники» — за «лучшую сценарную работу» и «лучшую музыку» — получил фильм «Овсянки» Алексея Федорченко по одноименной повести Дениса Осокина, опубликованной в 2008 году в журнале «Октябрь» под псевдонимом Аист Сергеев. Те же имя-фамилию носит фотограф в фильме — едущий вместе с директором целлюлозно-бумажного комбината хоронить супругу директора и погибающий в конце от внезапно вспыхнувшей активности птичек-овсянок, до тех пор мирно глядевших из клетки, что была в салоне авто. Сыграл Аиста Сергеева в «Овсянках» Игорь Сергеев, а промышленника Мирона Козлова — Юрий Цурило, известный, в частности, по фильмам «Копейка» Ивана Дыховичного (по Владимиру Сорокину) и «Хрусталев, машину!» Алексея Германа.
Обладателем «Ники» также стал Гарри Бардин — за мультфильм «Гадкий утенок», выполненный в фирменно-бардиновской пластилиновой технике, с музыкой из «Лебединого озера» и «Щелкунчика» Петра Чайковского. Для Бардина это уже пятая «Ника», больше он решил «не выставляться», но пообещал продолжить работу.
Ну, а специальный приз Совета Академии «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» вручен киноведу, историку кино, Армену Медведеву.