будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Канны-2011
Май 17, 2025
Кино

Классика в Каннах

Классика в Каннах
za

Спецпроект «Канны-2011»


Уже восьмой фестиваль подряд в Каннах показывают отреставрированные версии классики мирового кино, а также фильмы, копии которых считались утерянными.

Последнее всецело касается короткометражной картины «Путешествие на Луну» (Le Voyage dans la Lune) Жоржа Мельеса (Maries-Georges-Jean Méliès), снятой в 1902-м и показываемой в 2011-м на 64-м Международном Каннском фестивале.


Надо сказать, что, несмотря на впечатляющий сейчас год выхода фильма на экран, «Путешествие» – далеко не первая лента Мельеса, ранее были еще 16 короткометражек, снимать Мельес начал в 1896-м, под впечатлением от киносеансов братьев Люмьер. 

Премьера «Путешествия на Луну» состоялась в сентябре 1902-го во Франции. Картину показали в черно-белом и цветном (раскрашенном вручную) вариантах. В 1908-м Сегундо де Шомон (Segundo Víctor Aurelio Chomón y Ruiz) снял ремейк «Путешествия» Жоржа Мельеса. А немногим позднее, после неудачи с попаданием на американский кинорынок, Мельес вынужденно продал собственную студию Star Film в Монтре, в ярости попытался сжечь все свои негативы и после 1913-го (до смерти в 1938-м) уже ничего не снимал.

Черно-белая копия «Путешествия на Луну» в том огне, по счастливой случайности, уцелела, а вот цветная версия считалась безнадежно утраченной. В начале 1990-х, стараниями некоего коллекционера, раскрашенный вариант «Путешествия» вдруг всплыл в фильмотеке Каталонии. Был он, правда, в чудовищном состоянии. Но, кадр за кадром, кинокомпания Lobster Films при поддержке фондов Groupama Gan и Technicolor постепенно восстановила фильм. Потребовало это внушительной суммы – более 400 тысяч евро.

В итоге «Путешествие на Луну», о чем уже сообщалось выше, показывают на Каннском фестивале-2011, в год 150-летия Жоржа Мельеса. Сюжет вкратце таков: шестеро ученых отправляются на Луну на гигантском пушечном ядре, контакт с местными жителями у них не складывается, академики возвращаются на Землю, но космический корабль попадает в море, его и экипаж спасает проходящее мимо судно, попавших в приключение астрономов встречают как победителей.

Еще один киношедевр, демонстрируемый в 2011-м в программе «Каннская классика», – появившийся 40 лет назад «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange) Стэнли Кубрика (Stanley Kubrick) по одноименному роману Энтони Берджесса (John Anthony Burgess Wilson).

Подростка Алекса (его сыграл Малкольм Макдауэлл / Malcolm McDowell), насилующего женщин, грабящего жильцов, избивающего бездомных и наслаждающегося Девятой симфонией Бетховена, подставляют дружки из банды, и он оказывается в тюрьме. Там Алексу предлагают пройти экспериментальное «лечение», инициированное правительством, обещая, в случае согласия, скорый выход на свободу. Суть «лечения» заключалась в выработке у человека условного рефлекса. При мыслях о сексе и драках, а также при звуках некогда любимой Девятой Бетховена у Алекса начинались невыносимые приступы тошноты.

За экспериментом пристально следили СМИ. Возвратившегося домой Алекса отвергли его родители, сильно избили бывшие подельники и жертвы – из-за «лечения» он потерял всякую возможность защищаться. Последняя из жертв Алекса (до его попадания в тюрьму) – политический оппозиционер – насильно заставляет главного героя фильма слушать Бетховена, добиваясь того, что Алекс выбрасывается из окна. Таким образом оппозиция решила доказать «эффективность» правительственного «лечения». Но Алекс выживает. Навестивший его в больнице глава МВД предлагает притвориться, будто «лечение» безопасное и успешное, взамен он обещает Алексу высокий правительственный пост. Главный герой соглашается.

Известно, что во время съемок «Золотого апельсина» Малкольм Макдауэлл получил несколько серьезных травм: у него были сломаны ребра, повреждены глаза, а в одной из сцен актер чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.

Показывают на кинофестивале в Каннах 2011 года и знаменитый фильм Бернардо Бертолуччи (Bernardo Bertolucci) «Конформист» (Il Conformista), снятый в 1970-м по одноименному роману Альберто Моравиа (Alberto Moravia).

Италия, 1930-е. Вступившему в фашистскую партию Марчелло Клеричи (Жан-Луи Трентиньян / Jean-Louis Trintignant) поручают сначала следить за преподававшим у него в университете профессором-антифашистом Квадри (Энцо Тарашио / Enzo Tarascio), эмигрировавшим во Францию после прихода к власти Бенито Муссолини, а затем убить его. В напарники Клеричи, для подстраховки, дают профессионального киллера Манганьелло. Прибыв в Париж и встретившись с Квадри у него на квартире, Марчелло и его супруга из буржуазной семьи Джулия (Стефания Сандрелли / Stefania Sandrelli) знакомятся с женой профессора Анной (Доминик Санда / Dominique Sanda). Та постепенно укрепляется в подозрениях, что Клеричи приехал во Францию не с благими целями. Марчелло же узнает, что Анна и ее муж готовятся отбыть в свое поместье в Альпах, где профессора (о чем подумал главный герой) можно будет легко, «без шума», убрать. Но, влюбившись в Анну, он решает отказаться от убийства Квадри, отдает пистолет Манганьелло, тот называет Клеричи трусом.

Когда выясняется, что Анна и ее супруг спешно покинули Париж, Марчелло и его напарник-киллер бросаются на машине в погоню, настигают, в конце концов, автомобиль четы, но в этот момент на встречной полосе возникает другое авто и преграждает дорогу. Профессор выходит узнать, в чем дело, и его убивают. Анна пытается скрыться от убийц в лесу, но безуспешно. За всем этим пассивно наблюдает из машины центральный персонаж фильма Бертолуччи.

Решили показать в «Каннской классике» в 2011-м и «Отчаяние» (Despair) – англоязычный фильм Райнера-Вернера Фассбиндера (Rainer Werner Fassbinder) 1978 года по роману Владимира Набокова и сценарию Тома Стоппарда (Tom Stoppard) с Дирком Богардом (Dirk Bogarde) в главной роли.

Берлин, начало 1930-х. Русский эмигрант Герман, женатый на симпатичной и глуповатой Лидии (Андреа Ферреоль / Andréa Ferréol), владеет шоколадной фабрикой, живет в элегантной квартире, ездит на мощном авто. Порой Герману кажется, что за ним следит его двойник. Эти мысли его одолевают, в частности, когда он занимается сексом со своей женой. Однажды Герман знакомится с бродягой Феликсом (Клаус Левич / Klaus Löwitsch), решает, что нашел своего идеального двойника, и предлагает Феликсу поменяться ролями за 1 тысячу марок. Тот соглашается. Когда же герои меняются одеждами, Герман убивает бродягу и бежит в Швейцарию, чтобы начать там под именем Феликса Вебера новую жизнь. Но придумка терпит крах: реального сходства между Германом и Феликсом нет, и Герман попадает в руки полиции.

Несмотря на то, что в 1978-м «Отчаяние» номинировалось в Каннах на «Золотую пальмовую ветвь» (Palme d’Or тогда получила картина Эрманно Ольми / Ermanno Olmi «Дерево для башмаков», L'albero degli zoccoli), этот крупнобюджетный фильм не был обласкан критикой и не получил такой широкой известности, как фассбиндеровские «Замужество Марии Браун» (Die Ehe der Maria Braun) и «Лили Марлен» (Lili Marleen). Куда большей, в сравнении с «Отчаянием», классикой для зрителей (что, впрочем, не синонимично режиссерскому заигрыванию со зрителем) стали и прошедшие через фестиваль в Каннах картины, о которых ниже.

«Летят журавли»

Фильм Михаила Калатозова, получивший в 1958 году главную награду Каннского фестиваля, «Золотую пальмовую ветвь», и по-прежнему остающийся единственным советским и российским ее обладателем. Главная героиня драмы Виктора Розова «Вечно живые» (на основе которой сняты «Журавли) Вероника не успевает проститься со своим женихом Борисом, ушедшим добровольцем на фронт. Через некоторое время она выходит замуж за двоюродного брата Бориса – Марка, пианиста, не попавшего на фронт благодаря брони. Впоследствии выясняется, что получил ее Марк по блату. Кроме того, у Марка есть любовница, что со временем приводит к его разрыву с Вероникой, которая, помимо всего упомянутого, узнает, что Борис погиб на фронте.

Премьера «Журавлей» состоялась в кинотеатре «Москва». Зрителям картина понравилась. Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев, напротив, был вне себя, возмущался распущенными волосами главной героини, а также ее ходьбой босиком. На фильм обрушилась вся центральная пресса. Подчеркивалось, что советская девушка «не может» так выглядеть и уж точно «не может» так поступить.

Аморальной, по мнению услужливых советских газетчиков, была в картине «Летят журавли» героиня Татьяны Самойловой. На ту же роль пробовались Елена Добронравова, Инна Выходцева и Алевтина Константинова. В числе претендентов на роль Марка был Михаил Козаков, но в итоге режиссер предпочел Александра Шворина. Бориса же сразу было предложено играть Алексею Баталову.

«Солярис»

Обладатель Гран-при Каннского фестиваля 1972 года. Со слов Андрея Тарковского, этой картиной он хотел доказать, что «проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира».

В свою очередь, литовский актер Донатас Банионис, исполнивший роль психолога Криса Кельвина (его отправляют на планету Солярис, чтобы понять, нужна ли вообще дальше соляристика – наука, изучающая планету, с которой никак не удается установить контакт), говорил, что ему было сложно сниматься у Тарковского в этом фильме, поскольку требовалось средствами кино передать глубоко внутренний монолог главного героя.

Банионис также отмечал, что по сравнению с «Солярисом» Станислава Лема у Тарковского получилось совсем иное, но вместе с тем «настоящее» произведение. Самому писателю фильм активно не понравился. Лем подчеркивал, что из-за «Соляриса» они с Тарковским «здорово поругались». Тарковский же счел «Солярис» своей неудачной картиной, поскольку, пояснял он, «не удалось уйти от жанра, от каких-то фантастических деталей». В то время как в «Сталкере», по словам Тарковского, это, наоборот, в полной мере получилось. Хрестоматийными же – и это исторический факт – остаются оба упомянутых фильма. Наряду с остальными немногочисленными картинами Андрея Тарковского.

«Мужчина и женщина» (Un homme et une femme)

 

Фильм Клода Лелуша (Claude Lelouch), награжденный в 1966 году «Золотой пальмовой ветвью» Каннского фестиваля. Рассказывающий об изменчивых по форме, но бесспорных по сути любовных отношениях Анны Готье (Анук Эме / Anouk Aimée), чей муж-каскадер погиб на съемках фильма, и Жана-Луи Дюрока (Жан-Луи Трентиньян / Jean-Louis Trintignant), профессионального автогонщика, чья жена покончила покончила с собой, узнав о том, что супруг попал в аварию. Фильм с запоминающейся музыкой Франсиса Лея (Francis Lai) и открытым финалом – казалось бы, герои расстались, но...

«Криминальное чтиво» (Pulp Fiction)

Победитель Каннского фестиваля-1994 и самый известный фильм Квентина Тарантино (Quentin Jerome Tarantino). Бандиты Винсент Вега (Джон Траволта / John Joseph Travolta) и Джулс Уиннфилд (Сэмюэль Л. Джэксон / Samuel Leroy Jackson) философствуют между разборками. Винсент спасает от передозировки наркотиков жену своего криминального босса Марселласа Уоллеса (Винг Рэймс / Ving Rhames) Миу (Ума Турман / Uma Karuna Thurman). Профессиональный боксер Бутч Куллидж (Брюс Уиллис / Walter Bruce Willis) «кидает» Марселласа Уоллеса, проплатившего ему проигрыш в договорном матче. Ринго «Тыковка» (Тим Рот / Tim Roth) и Иоланда «Сладкая Зайчишка» (Аманда Пламмер / Amanda Michael Plummer) безуспешно пытаются ограбить посетителей и кассу ресторанчика.

Линейность сюжета сознательно нарушена Тарантино. Еще одной отличительной особенностью Pulp Fiction являются мастерски придуманные диалоги.

читайте также
Кино
Фильмы на майские
Май 10, 2024
Кино
Ты снимешь мою казнь? Колонка по мотивам спецпоказа «Падения империи»
Апрель 9, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).