будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Май 18, 2025
Кино

Никита Михалков: «Кино — это государствообразую- щая отрасль»

Последние месяцы были наполнены важными событиями в отечественном кинематографе: был создан фонд социальной и экономической поддержки кинематографии, на экраны вышел фильм «Утомленные солнцем 2», готовится очередной съезд Союза кинематографистов. Корреспонденту газеты «Российские вести» Валерии Тарасовой удалось побеседовать обо всем этом с Никитой Сергеевичем Михалковым.

— Никита Сергеевич, какая организация, по Вашему мнению, должна заниматься кино сейчас, и как это должно быть организовано?

— Сейчас выбрано восемь так называемых мейджеров, которые и должны собственно стать лидерами кинопроизводства в России. А Министерство культуры должно заниматься документальным, артхаусным, студенческим и дебютным кино, а так же анимацией. Всем остальным должны заниматься эти самые мейджеры. И каждый из них должен отвечать за свою работу.

— Сможет ли российское кино, оторвавшись от государственного влияния, встать на полноценные коммерческие рельсы, как, например, американское?

— Для того чтобы наше кино вышло на этот уровень, в него нужно вложить не менее миллиарда долларов. Это же государствообразующая индустрия, такая же, как авиация или машиностроение. А если это индустрия, то она должна иметь, так сказать, толчковую ногу и соответствующие средства, которые у нас тратятся иногда бог знает как и до экрана не доходят. Эти деньги расходуются каким-то образом, и в результате — ни денег, ни кино. А надеяться на восьмерку мейджеров в смысле мгновенного подъема нашего кинематографа до уровня советского — надежда, я считаю, довольно зыбкая.

— Почему не удалось собрать необходимый кворум на московском собрании Союза кинематографистов?

— Одна из причин, на мой взгляд, — несовершенство устава. Трудно собрать в одном помещении и в одно и то же время почти две тысячи творческих работников. Одного только отделения, заметьте, мы же не со всей страны собирали как тогда на съезд в Гостином Дворе. Сейчас пришла тысяча человек, и было передано триста пятьдесят доверенностей. В итоге нам не хватило пятисот для кворума. Я думаю, что люди просто не осознают необходимость таких простых вещей, как, например, избрание делегатов для принятия устава. И, похоже, отучились элементарно уважать дисциплину. Союз так долго существовал в некоем вольном полете, что списки тех, кто не платил взносы по десять лет, исчисляются страницами. Это же вопиющее нарушение устава. Так же нельзя! Это же просто жуть! И если смотреть на этот вопрос с точки зрения нормального человека, то непонятно, как люди могут уважать себя и друг друга, если они не уважают самых элементарных законов организации, в которой они состоят. По уставу они «расписываются» в том, что просто не хотят быть в Союзе. Они не платят членских взносов годами. Все это дает повод думать о том, что они хотят, как говорится, жить своей жизнью и не иметь никакого отношения к Союзу, не требовать от Союза больниц, санаторного лечения и вообще помощи.

— Может ли организация, которую пытаются создать с Манским во главе, серьезно повлиять на развитие современного кинематографа? И как Вы вообще оцениваете эту ситуацию?

— Никак не оцениваю. Тридцать лет назад уход группы творческих работников из Союза выглядел бы как политический демарш. Что началось бы! Демичев, идеологический отдел ЦК, политбюро, проработка в газетах... А сейчас что? Вольные художники раньше собирались в одном месте, а сейчас решили в другом создать свою собственную организацию. Пусть создают. Другой разговор, на какой основе они «сколачиваются», на каких принципах объединяются. Ведь не любовью они объединены, а нелюбовью. А это бесперспективное единение. Как известно, люди могут не любить одно и то же и победить все, что они не любят. Потом, правда, выясняется, что любят они совсем разные вещи: «один любит арбуз, другой свиной хрящик», как писал Островский. Любопытно, как оценивают, сидя на кухне, Сокуров и Герман фильмы Рязанова последних лет или что думает Андрей Смирнов про актерское дарование Стаса Садальского. У меня ощущение, что они просто не понимают простой вещи: их энергия происходит от нелюбви, и, следовательно, она не созидательна. Получится у них — хорошо, флаг в руки. Другой разговор, что они, к их большому сожалению, не смогут претендовать ни на что из того, что имеет Союз: ни на Дом кино, ни на Болшево, ни на «Пицунду», которую, Бог даст, вернем, ни на больницы и пр. Они, как я уже сказал, будут жить своей «внесоюзной» жизнью.

— Каковы цели Союза кинематографистов сейчас? Куда он идет и что планируется сделать?

— На сегодняшний день Союз скорее «собес», чем творческое объединение. Он оказывает помощь старикам, ищет возможность помочь неимущим членам Союза, которых очень много. Надеюсь, что с приходом молодых, а их сейчас приняли около двухсот с лишним человек, Союз вновь обретет энергию творчески созидательную, креативную, не забывая, конечно, о своей гуманитарной и социальной роли. Сейчас мне удалось «выбить» 12 млн рублей. Значит, два года мы будем спокойны за Дом ветеранов. Там будет и вода, и газ, и свет и т.д.

— Вы уже много лет возглавляете Союз кинематографистов. Не чувствуете усталости и желания освободиться от этой ноши?

— Я ведь не ухожу оттуда не потому, что мне власть нужна. Мне она абсолютно «по барабану». В Союзе нашем и власти-то никакой быть не может. Что это за власть? В чем она выражается? Я просто не могу бросить наших стариков, пока не будет создан гарантированный механизм обеспечения ветеранов. Я должен быть уверен, что они обуты, одеты, накормлены и живут в тепле.

— На днях начался показ «Утомленных солнцем 2» по всей России. В Вашем фильме затронуты многие «вечные» темы, которые волнуют людей в любом возрасте. Одна из них — столкновение веры и смерти. Насколько обоснованно это противопоставление?

— В России говорят, кто верит в случайность, тот не верит в Бога. Это очень важный постулат, на мой взгляд. Я бы не хотел сейчас в это углубляться и заниматься расшифровкой. Мне бы хотелось только, чтобы зрители, посмотрев картину и выйдя на улицу, просто вдохнули свежего воздуха и сказали: какое счастье, что это можно сделать, чтобы после просмотра фильма все проблемы, окружающие их, показались бы пустяковыми.

— В первой части фильма «Предстояние» просматриваются три линии — Нади, Мити и Котова. По логике, они должны пересечься. Произойдет ли это? В чем ваша задумка?

— В том, что это произойдет во второй части.

— Когда смотришь фильм, создается впечатление, что человеческая жизнь существует только в те моменты, когда не звучат выстрелы. Как только они начинаются, то царит одна смерть. Вы специально сделали акцент именно на этой символике?

— Дело в том, что для нас война окрашена одним цветом — крови и ужаса, так сказать, без детализации. А для человека в окопе война — это совершенно другое. Конечно, страшно, холодно и спать хочется. Но есть вещи, которые приходится делать сейчас и несмотря ни на что: высушить ботинки ... а вон на убитом валенки хорошие и вроде моего размера — надо бы снять, а там автомат немецкий — мой-то барахлит... На войне огромное количество «своего» быта, к которому человек привыкает, который становится его повседневной жизнью.

— В картине по сути нет привычной военной героики и романтики. Здесь нет «места плакатному подвигу», как во многих других фильмах о войне. Это сознательная позиция?

— Да. Это быт и ужас войны, когда доходишь до дна, и если ты человек, то отталкиваешься от этого дна и взлетаешь наверх. Но об этом во второй части.

— Вас часто критикуют за «нарушение» общепринятых канонов и одновременно обвиняют в консерватизме и «монархизме». Что Вы думаете по этому поводу?

— Ничего. Я вообще не думаю об этом и не собираюсь обсуждать эти темы. Говорить об этом, значит вступить в диалог с людьми, которые заранее готовы на тебя набросится только потому, что ты для них давно являешься раздражителем.

— Известно, что сейчас Вы начинаете работу над новым проектом. Могли бы Вы рассказать, что это за проект и где он, так сказать, живет?

— Живет он в Нижегородской области, а точнее, собирается там поселиться. Будем надеяться, что так и будет. Есть несколько идей: или по Бунину, или по Грибоедову. Сейчас главная задача закончить вторую часть «Утомленных» — «Цитадель» и пятнадцать серий для телеэкрана.

читайте также
Кино
Фильмы на майские
Май 10, 2024
Кино
Ты снимешь мою казнь? Колонка по мотивам спецпоказа «Падения империи»
Апрель 9, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).