История взаимоотношений российского и/или советского кино с Каннским фестивалем более чем богатая. Всемирно известный кинофорум не раз становился ареной для выяснения взаимоотношений между СССР и остальным миром, демонстрировал и премировал осколки красной империи и даже давал надежду на возвращение отечественного кинематографа.
История берет свое начало в 1939-м году, когда должен был состояться первый кинофорум в Каннах. Советская делегация, которую после распоряжения Вячеслава Молотова возглавил К.Полонский, готовилась принять участие в первом кинофоруме. В жюри был приглашен торгпред «страны Советов» во Франции Кормилицын. На конкурс были отобраны целых 8 советских картин: 4 полнометражных и 4 коткомеражных. Однако фестиваль не состоялся, так как Германия после подписания пакта Молотова-Риббентропа объявила войну.
На первом из состоявшихся фестивалей уже после Второй мировой в 1946 году советская делегация под руководством Михаила Калатозова привезла картины «Великий перелом» Фридриха Эрмлера, короткометражки «Здравствуй, Москва!» и «Молодость нашей страны» Сергея Юткевича, «Каменный цветок» Александра Птушко, «Зою» Льва Арнштама и «Человека номер 217» Михаила Ромма.
Сергей Герасимов входил в состав главного жюри. Конкурировать приходилось с признанными ныне шедеврами: «Цезарем и Клеопатрой» с Вивьен Ли, «Римом открытым городом», «Потерянным уикэндом» Билли Уайлдера, «Дурной славой» Хичкока, «Бандитом» Дино де Лаурентиса. В итоге случился скандал: комитет фестиваля, чтобы не ставить участников в неравные условия, отказал советской делегации в переводе фильмов во время просмотра, так как остальные фильмы шли на оригинальном языке. Тем не менее, Гран При фестиваля взял фильм о Сталинградской битве «Великий перелом», также отмечен был и сценарий фильма. «Каменный цветок» назвали лучшим цветным фильмом. «Молодость нашей страны» выбрали в числе лучших короткометражек.
Следующие два фестиваля в 1947 и 1949 годах прошли в Каннах без советских фильмов. Лишь в 1951 году, после согласования со Сталиным, советское кино возвращается на конкурс с 7 фильмами. В состав делегации входят режиссер Всеволод Пудовкин и знаменитый исполнитель ролей Александра Невского и Ивана Грозного в картинах Эйзенштейна Николай Черкасов. Однако и этот заход не обошелся без скандала: по требованию Франции из программы был исключен советско-китайский документальный фильм Сергея Герасимова «Освобожденный Китай», чтобы «не оскорблять национальные чувства» других стран, не признающих маоистский Китай.
Тем не менее, советские кинематографисты бойкотируют фестивали в 1952-м и 1953-м, вернувшись после смерти Сталина в 1954-м. Режиссер Сергей Юткевич был награжден за фильм «Великий воин Албании Скандерберг».
На следующий фестиваль Юткевич приехал уже в качестве члена жюри и советские фильмы завоевывают пять премий. Кинорежиссер Сергей Васильев был награжден за фильм «Герои Шипки», лучшим лирическим фильмом и «кинематографической интерпретацией балета и выдающеегося мастерства Галины Улановой» жюри сочло балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Лавровского и Льва Арнштама, приз получает мультиплиационный фильм Льва Атаманова «Золотая антилопа». Особый приз достался актерскому составу «Большой семьи» Иосифа Хейфица.
Последовавшие затем фестивали 56-го и 57-го особых побед не принесли: отметили полнометражного «Отелло» Юткевича и котрокометражки Тенгиза Абуладзе и Резо Чхеидзе, а год спустя награждали Григория Чухрая за «Сорок первый» и Сергея Когана с «Охотниками южных морей» в конкурсе короткого метра.
В оттепельных 60-х советское кино также неизменно получало призы. В 1960-м «Баллада о солдате» Григория Чухрая с Сергеем Бондарчуком в главной роли была награждена как лучший фильм для молодёжи. «Дама с собачкой» Иосифа Хейфица, которую исполнила Ия Саввина, была награждена спецпремией. В 1961-м лучшей признали режиссуру Юлии Солнцевой в «Повести пламенных лет». Самсон Самсонов «за наилучшее воплощение революционной эпопеи» в «Оптимистической трагедии» получил приз в 1963, а в 1966-м вновь лучшей режиссурой была признана работа Сергея Юткевича в фильме «Ленин в Польше».
Затем наступила эра скандалов имени Андрея Тарковского: в 1967-м во время пресс-конференции Сергея Бондарчука перед показом «Войны и мира» журналисты забеспокоились об отсутствии «Андрея Рублева» Тарковского в конкурсной программе. Директор киностудии «Мосфильм» назвал фильм не готовым. Уже в 1969 году Каннский фестиваль дает «Андрею Рублеву» приз ФИПРЕССИ - лента была куплена Францией и представлена во внеконкурсной программе. Власти заставляют Тарковского отказаться от приза, а глава Госкино Алексей Романов получает строгий выговор по партийной линии. Спустя три года он и вовсе лишится должности - его сменит Филипп Ермаш.
Андрей Кончаловский позже рассказал об этом: «В Канне картина оказалась по чистой случайности. Копия была готова уже в феврале, но начались проблемы, поправки, ни о каких фестивалях и речи быть не могло. Потом на какой-то момент ситуация вроде как утряслась, "Совэкспортфильм" продал "Рублева" вместе с еще шестью картинами, "Войной и миром" и другими, французскому бизнесмену Алексу Московичу. Москович привез картину на кинорынок в Канн. К этому времени опять возникли проблемы, Госкино пыталось картину отозвать, Москович отказался, так как уже заплатил за копии. Картина появилась в Канне вопреки советской власти, представлена была не от СССР, а во внеконкурсном показе, потому получить могла только премию критики».
В 70-е Канны становятся чуть ли не трибуной для кинооппозиции: на фестивалях так или иначе демонстрируются фильмы Тарковского (Гран при 1972-го за «Солярис»), «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани, «Возвращение к жизни» Сергея Параджанова. Скандал из-за Тарковского приключился и в 1975-м: советник по культуре посольства СССР заявил, что «советская кинематографическая общественность отказывается (…) поддерживать идею, что Тарковский является единственным режиссером мирового уровня, и подчеркивает, что правительство откажется принимать участие в фестивале, если организаторы не согласятся выбрать фильм «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука». Фестиваль приглашает Бондарчука. Приз получает Федор Хитрук в конкурсе короткорго метра за «Дарю тебе звезду».
В 1979-м СССР отказывается прислать в Канны «Сталкер» Тарковского. Фильм "зажали" по предлогом того, что его приберегли для Московского кинофестиваля, хотя и на нем его не показали. Зато на фестиваль приехал Никита Михалков с «Пятью вечерами» - до этого он дебютировал в Каннах в 1977-м с «Неоконченной пьесой для механического пианино». Гран при 79-го досталось 275-минутной «Сибириаде» его брата Андрея Кончаловского.
80-е тоже не прошли для отечественного кино даром.
Гран-при 1987-го и ФИПРЕССИ получил Тенгиз Абуладзе (приз за лучший короткометражный фильм 56-го) за фильм «Покаяние». Соперником Абуладзе был Никита Михалков с его картиной «Очи черные», а в жюри запомнилось противостояние председателя Ива Монтана с Элемом Климовым, бывшим членом жюри и предстедателям советского Союза кинематографистов. В тот год участвовал и Андрей Кончаловский со «Скромными людьми». Получилось забавно: лучшую мужскую роль по версии жюри сыграл Марчело Мастрояни, занятый у Михалкова, а приз за лучшую женскую роль получила Барбара Херши, снявшаяся у Кончаловского. Тем не менее, лучшим режиссером на том фестивале признали Вима Вендерса, приехавшего с культовым «Небом над Берлином».
90-е ознаменовались распадом Советского Союза и явлением кино уже российского. На фестивале 90-го «Такси блюз» Павла Лунгина осчастливил создателя призом за лучшую режиссуру. Тогда же были отмечены работы Глеба Панфилова («Мать»), а «Золотую камеру» присудили Виталию Каневскому за дебютную картину «Замри, умри, воскресни».
На следующий год в конкурсе участвует фильм «Анна Карамазофф» Рустама Хамдамова с Жанной Моро (Jeanne Moreau) в главной роли и эта история также становится скандальной: спонсор фильма Серж Зильберман пытался вмешиваться в процесс, в результате чего во время показа Хамдамов пытался загораживать пояснительные титры, навязанные Зильберманом. В итоге картина была конфискована и скрыта, причем фильм прячут, согласно воле предпринимателя, и после его смерти.
В 1994 году главный приз жюри был вручен Никите Михалкову за его «Утомленных солнцем». Участвует в фестивале и Андрей Кончаловский с «Курочкой рябой». «Хрусталёв, машину!» Алексея Германа-старшего покажут на фестивале в 1998 году, а в 1999-м жюри отметит сценарий сокуровского «Молоха», который написали Юрий Арабов и Марина Коренева. Актерский ансамбль «Свадьбы» Павла Лунгина премируют 2000-м. После три года подряд в Каннах участвовал Александр Сокуров с «Тельцом», «Русским ковчегом» и «Отцом и сыном», но только его третье пришествие будет удостоено приза ФИПРЕССИ.
В 2007 году в Россию представляет «Изгнание» Андрея Звягинцева и «Александра» все того же Сокурова. Константин Лавроненко получит приз за лучшую мужскую роль. Последним же российским фильмом, участвовавшем в конкурсной программе Канн, стал неоднозначно воспринятый на родине фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние» в 2010-м году.
В рамках 64-го Каннского фестиаля российское кино представлено лишь в параллельной конкурсной программе «Особый взгляд»: это работы Андрея Звягинцева «Елена» и «Охотник» Бакура Бакурадзе.