будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Канны-2011
Июль 20, 2025
Кино
Слободчикова Ольга

Первый среди равных

Первый среди равных
midnight3

Спецпроект «Канны-2011»

64-й Международный Каннскийкинофестиваль откроется 11 мая новымфильмом Вуди Аллена «Полночь в Париже».Этому фестивалю принадлежит неоспоримоелидерство в списке самых престижныхкинофестивалей мира, которых неофициальноназывают Big Five(«Большая пятерка»).

По мнениюкритиков, именно Канны открыли наибольшееколичество режиссеров, признанныхмэтрами в последние десятилетия XXвека.Следом за этим фестивалем в «Большойпятерке» идут Берлин и Венеция, которыеделят между собой второеи третье места. Четвертый в этом рейтингеТоронто, с замыкает пятерку «Санденс»,проходящий в американском Парк-сити,Юта. У каждого из этих фестивалей свояспецифика. Если в Берлине важны социальнаятематика и политкорректность, а «Санденс»специализируется на независимом кино,то в Каннах, прежде всего, ценится кинокак искусство. 

Кинофестивальво Франции, на родине кинематографа,был задуман в 1930-х годах в противовесВенецианскому фестивалю, на политикукоторого оказывало влияние фашистскоеправительство Муссолини. Когда решалсявопрос о месте проведения фестиваля,Канны не были единственным вариантом.Также рассматривались спа-курорт Виши,Биарриц на побережье Атлантики и дажеАлжир — столица одноименного государства,которое до 1962 года было французскойколонией. Столицей фестиваля в итогебыл выбран Лазурный берег.

Казалосьбы, успех фестивалю был гарантирован ссамого начала. Его президентом стал самизобретатель кинематографа Луи Люмьер,а в программу вошли, в частности,«Волшебник в стране Оз» с Джуди Гарландв главной роли и советская картина«Ленин в 1918 году». Однако дата для стартасамого первого в истории Каннскогофестиваля была выбрана на редкостьнеудачная – 1 сентября 1939 года. Из-заначала Второй мировой войны он несостоялся, и звезды кино впервые прошлипо красной ковровой дорожке в Каннахтолько 20 сентября 1946 года. На первомфестивале главного приза, тогданазывавшегося просто «Гран при»,удостоился фильм «Великий перелом»советского режиссера Фридриха Эрмлера.

Темне менее, в 2002 году, то есть спустя 63 годапосле неудавшегося фестиваля, организаторывсе же решили вручить за него главнуюнаграду. Часть конкурсных картин 1939года были показаны профессиональномужюри, и в итоге «Золотая пальмовая ветвь»досталась американскому фильму «ЮнионПасифик». За награду с ним соревновались,в частности, «Волшебник в стране Оз» сДжуди Гарланд в главной роли и советскаякартина «Ленин в 1918 году».

Канныимеют репутацию элитарного и несколькоснобского меропроятия. Недаром этоединственный кинофестиваль, на которыйнельзя купить билет. Фестиваль ориентированна профессионалов — можно получить нанего аккредитацию, например, будучиработником киноиндустрии или журналистом.Единственный способ попасть на показдля «простого смертного» — программа«Кино на пляже», когда внеконкурсныекартины и классику кино показывают наоткрытом воздухе. 

Передпоказом в Каннах фильмы проходят строгийотбор, который проводит специальнаяотборочная комиссия в несколькоэтапов. Такой порядок был установлен в1972 году, когда управляющий директорфестиваля Морис Бесси создал двакомитета, первый из которых занималсяотбором французских фильмов, второй —иностранных. До этого фильмы на фестивальвыдвигали страны-участницы. В будущемсистема отбора была усложнена: сейчасна Каннском фестивале есть штатныеспециалисты по кинематографу многихстран. Комиссия отбирает фильмы дляконкурсной программы, а также длявнеконкурсных показов и секции «Особыйвзгляд». Отбором картин к«Междунарародной неделе критики» и «Двумнеделям режиссеров» комиссия незанимается. Две эти программынезависимы от Каннского фестиваля, хотяпроводятся параллельно.

Чтобы подготовитьпрограмму фестиваля 2011 года, отборочнаякомиссия рассмотрела более двух тысячфильмов. При этом в основной конкурс ив секцию «Особый взгляд» вошли всеголишь по 20 картин, и еще 14 будут показанывне конкурса. Программа короткометражексостоит в свою очередь из девяти фильмов.Также будут показаны 13 картин из классикикинематографа и 6 документальных фильмов,посвященных великим деятелям киноискусства.Напомним, жюриосновного конкурса возглавил Робертде Ниро, а секции «Особый взгляд» — ЭмирКустурица. Судить короткометражныефильмы, а также секцию студенческогокино Cinefondation, будут эксперты подруководством Мишеля Гондри.

Подать заявку научастие в фестивале могут фильмы,соответствующие нескольким критериям.Прежде всего, картина должна быть снятав течение 12 месяцев, предшествующихКаннскому фестивалю. К отбору недопускаются фильмы, участвовавшие вдругих фестивалях (неважно, в конкурснойпрограмме или нет), а также доступныев Интернете. Кроме того, фильм не долженвыходить в прокат за пределами своейстраны до завершения фестиваля. Последнееусловие в 2010 году нарушилфильм Никиты Михалкова «Предстояние».Еще до открытия фестиваля фильм показывалив кинотеатрах в Украине и Казахстане,а позже — в Литве, Латвии и Эстонии. Витоге организаторы фестиваля решилиоставить картину Михалкова в конкурснойпрограмме, но пообещали, что в следующийраз снимут фильм, нарушивший правилаучастия.

«Золотойпальмовой ветвью» награждаются иполнометражные, и короткометражныефильмы. Для обоих существует ограничениепо длительности: короткометражки недолжны идти дольше 15 минут, а полнометражныефильмы, напротив, должны продолжатьсякак минимум час. Фильмы продолжительностьюот 15 до 60 минут в Каннском фестивале неучаствуют.

«Золотая пальмоваяветвь» (фр. Palmed’or)не сразу стала главным призом в Каннах. До 1954 в качестве высшей награды вручался«Гран при Международного кинофестиваля»,дизайн которого каждый год разрабатывалновый современный художник. Затеморганизаторы решили создать особыйприз, уникальный только для этогофестиваля, и в качестве символа былавыбрана ветвь пальмы,изображенная нагербе Канн. «Золотая пальмовая ветвь»была впервые присуждена в 1955 годуДерберту Манну за фильм «Марти». В 1964году «фирменную» награду пересталивручать из-за проблем с авторским правом,из-за чего в течение следующих десятилет главным призом снова был «Гран при».«Золотая пальмовая ветвь» вновь сталавысшей наградой в 1975 году, и с тех порвручалась неизменно.

Дизайн«золотой пальмовой ветви» не раз менялсяна протяжении истории фестиваля. С 1997года вручается награда, дизайн которойразработала генеральный директорювелирного дома ChopardКаролинШейфеле-Грюози. Приз вручную отливаютиз чистого, 24-каратного золота, послечего вставляют в подставку из граненогохрусталя в форме подушки. Упаковананаграда в футляр из синей марокканскойкожи.

Помимо«золотой пальмовой ветви», символомКаннского фестиваля является покрытаякрасной ковровой дорожкой лестницаДворца фестивалей и конгрессов нанабережной Круазет. По этим «краснымступенькам» гости фестиваля поднимаютсяв главный зал «Люмьер». Как отмечаюторганизаторы, лестница дает возможность«с одинаковыми почестями принять какименитых деятелей мирового кино, так италантливых дебютантов».

Финансовуюсторону Каннского фестиваля обеспечиваеткинорынок Marchedu Film,основанный в 1959 году. Это самое крупноемероприятие в своем роде: каждый год оннасчитывает более 10 тысяч участникови 4 тысячи фильмов. По словам организаторовфестиваля, кинорынок «благоприятствуетвстречам и связям в мире киноискусства»и «поддерживает динамику в мировойкиноиндустрии».

Слободчикова Ольга
читайте также
Кино
Фильмы на майские
Май 10, 2024
Кино
Ты снимешь мою казнь? Колонка по мотивам спецпоказа «Падения империи»
Апрель 9, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).