64-й Международный Каннскийкинофестиваль откроется 11 мая новымфильмом Вуди Аллена «Полночь в Париже».Этому фестивалю принадлежит неоспоримоелидерство в списке самых престижныхкинофестивалей мира, которых неофициальноназывают Big Five(«Большая пятерка»).
По мнениюкритиков, именно Канны открыли наибольшееколичество режиссеров, признанныхмэтрами в последние десятилетия XXвека.Следом за этим фестивалем в «Большойпятерке» идут Берлин и Венеция, которыеделят между собой второеи третье места. Четвертый в этом рейтингеТоронто, с замыкает пятерку «Санденс»,проходящий в американском Парк-сити,Юта. У каждого из этих фестивалей свояспецифика. Если в Берлине важны социальнаятематика и политкорректность, а «Санденс»специализируется на независимом кино,то в Каннах, прежде всего, ценится кинокак искусство.
Кинофестивальво Франции, на родине кинематографа,был задуман в 1930-х годах в противовесВенецианскому фестивалю, на политикукоторого оказывало влияние фашистскоеправительство Муссолини. Когда решалсявопрос о месте проведения фестиваля,Канны не были единственным вариантом.Также рассматривались спа-курорт Виши,Биарриц на побережье Атлантики и дажеАлжир — столица одноименного государства,которое до 1962 года было французскойколонией. Столицей фестиваля в итогебыл выбран Лазурный берег.
Казалосьбы, успех фестивалю был гарантирован ссамого начала. Его президентом стал самизобретатель кинематографа Луи Люмьер,а в программу вошли, в частности,«Волшебник в стране Оз» с Джуди Гарландв главной роли и советская картина«Ленин в 1918 году». Однако дата для стартасамого первого в истории Каннскогофестиваля была выбрана на редкостьнеудачная – 1 сентября 1939 года. Из-заначала Второй мировой войны он несостоялся, и звезды кино впервые прошлипо красной ковровой дорожке в Каннахтолько 20 сентября 1946 года. На первомфестивале главного приза, тогданазывавшегося просто «Гран при»,удостоился фильм «Великий перелом»советского режиссера Фридриха Эрмлера.
Темне менее, в 2002 году, то есть спустя 63 годапосле неудавшегося фестиваля, организаторывсе же решили вручить за него главнуюнаграду. Часть конкурсных картин 1939года были показаны профессиональномужюри, и в итоге «Золотая пальмовая ветвь»досталась американскому фильму «ЮнионПасифик». За награду с ним соревновались,в частности, «Волшебник в стране Оз» сДжуди Гарланд в главной роли и советскаякартина «Ленин в 1918 году».
Канныимеют репутацию элитарного и несколькоснобского меропроятия. Недаром этоединственный кинофестиваль, на которыйнельзя купить билет. Фестиваль ориентированна профессионалов — можно получить нанего аккредитацию, например, будучиработником киноиндустрии или журналистом.Единственный способ попасть на показдля «простого смертного» — программа«Кино на пляже», когда внеконкурсныекартины и классику кино показывают наоткрытом воздухе.
Передпоказом в Каннах фильмы проходят строгийотбор, который проводит специальнаяотборочная комиссия в несколькоэтапов. Такой порядок был установлен в1972 году, когда управляющий директорфестиваля Морис Бесси создал двакомитета, первый из которых занималсяотбором французских фильмов, второй —иностранных. До этого фильмы на фестивальвыдвигали страны-участницы. В будущемсистема отбора была усложнена: сейчасна Каннском фестивале есть штатныеспециалисты по кинематографу многихстран. Комиссия отбирает фильмы дляконкурсной программы, а также длявнеконкурсных показов и секции «Особыйвзгляд». Отбором картин к«Междунарародной неделе критики» и «Двумнеделям режиссеров» комиссия незанимается. Две эти программынезависимы от Каннского фестиваля, хотяпроводятся параллельно.
Чтобы подготовитьпрограмму фестиваля 2011 года, отборочнаякомиссия рассмотрела более двух тысячфильмов. При этом в основной конкурс ив секцию «Особый взгляд» вошли всеголишь по 20 картин, и еще 14 будут показанывне конкурса. Программа короткометражексостоит в свою очередь из девяти фильмов.Также будут показаны 13 картин из классикикинематографа и 6 документальных фильмов,посвященных великим деятелям киноискусства.Напомним, жюриосновного конкурса возглавил Робертде Ниро, а секции «Особый взгляд» — ЭмирКустурица. Судить короткометражныефильмы, а также секцию студенческогокино Cinefondation, будут эксперты подруководством Мишеля Гондри.
Подать заявку научастие в фестивале могут фильмы,соответствующие нескольким критериям.Прежде всего, картина должна быть снятав течение 12 месяцев, предшествующихКаннскому фестивалю. К отбору недопускаются фильмы, участвовавшие вдругих фестивалях (неважно, в конкурснойпрограмме или нет), а также доступныев Интернете. Кроме того, фильм не долженвыходить в прокат за пределами своейстраны до завершения фестиваля. Последнееусловие в 2010 году нарушилфильм Никиты Михалкова «Предстояние».Еще до открытия фестиваля фильм показывалив кинотеатрах в Украине и Казахстане,а позже — в Литве, Латвии и Эстонии. Витоге организаторы фестиваля решилиоставить картину Михалкова в конкурснойпрограмме, но пообещали, что в следующийраз снимут фильм, нарушивший правилаучастия.
«Золотойпальмовой ветвью» награждаются иполнометражные, и короткометражныефильмы. Для обоих существует ограничениепо длительности: короткометражки недолжны идти дольше 15 минут, а полнометражныефильмы, напротив, должны продолжатьсякак минимум час. Фильмы продолжительностьюот 15 до 60 минут в Каннском фестивале неучаствуют.
«Золотая пальмоваяветвь» (фр. Palmed’or)не сразу стала главным призом в Каннах. До 1954 в качестве высшей награды вручался«Гран при Международного кинофестиваля»,дизайн которого каждый год разрабатывалновый современный художник. Затеморганизаторы решили создать особыйприз, уникальный только для этогофестиваля, и в качестве символа былавыбрана ветвь пальмы,изображенная нагербе Канн. «Золотая пальмовая ветвь»была впервые присуждена в 1955 годуДерберту Манну за фильм «Марти». В 1964году «фирменную» награду пересталивручать из-за проблем с авторским правом,из-за чего в течение следующих десятилет главным призом снова был «Гран при».«Золотая пальмовая ветвь» вновь сталавысшей наградой в 1975 году, и с тех порвручалась неизменно.
Дизайн«золотой пальмовой ветви» не раз менялсяна протяжении истории фестиваля. С 1997года вручается награда, дизайн которойразработала генеральный директорювелирного дома ChopardКаролинШейфеле-Грюози. Приз вручную отливаютиз чистого, 24-каратного золота, послечего вставляют в подставку из граненогохрусталя в форме подушки. Упаковананаграда в футляр из синей марокканскойкожи.
Помимо«золотой пальмовой ветви», символомКаннского фестиваля является покрытаякрасной ковровой дорожкой лестницаДворца фестивалей и конгрессов нанабережной Круазет. По этим «краснымступенькам» гости фестиваля поднимаютсяв главный зал «Люмьер». Как отмечаюторганизаторы, лестница дает возможность«с одинаковыми почестями принять какименитых деятелей мирового кино, так италантливых дебютантов».
Финансовуюсторону Каннского фестиваля обеспечиваеткинорынок Marchedu Film,основанный в 1959 году. Это самое крупноемероприятие в своем роде: каждый год оннасчитывает более 10 тысяч участникови 4 тысячи фильмов. По словам организаторовфестиваля, кинорынок «благоприятствуетвстречам и связям в мире киноискусства»и «поддерживает динамику в мировойкиноиндустрии».