Политолог Алексей Чадаев пишет:
«Мы потихоньку привыкаем жить в реальности, в которой возможность очистить своё визуальное и аудиальное пространство от unwanted content является платной привилегией. Не хочешь видеть/слышать рекламу — плати! Причём иногда даже плата не помогает, но тут уж пользователь встаёт на дыбы и начинает извергать праведный гнев: зачем вы меня кормите рекламой, я же заплатил!
Дальше-больше. Появятся города, в которых стоимость недвижимости в тех или иных кварталах будет коррелировать с количеством outdoor-рекламы на улице. Телеканалы, где одна и та же сетка вещания будет в двух версиях: “премиум” (без рекламы) и “эконом” — с рекламой. Фильмы в двух версиях <…>.
Тут ведь что любопытно. Реклама — это вообще-то, по идее, инструктирующее послание формата “купи!” Но ведь контент, насыщенный этими “купи!” — он в такой модели остаётся преимущественно для бедных. Появляется понятие гигиены информационного окружения, но по этому критерию возникает сословное или классовое различение. Богатые — это те, кто могут себе позволить _роскошь_ жить в пространстве, где из каждого угла не доносится в том или ином формате ор базарного зазывалы. Все остальные — обречены жить именно в такой реальности 24/7. При этом суть “роскоши” — в том, что тебе не чешут всё время потребительский инстинкт, и ты свободен в своих желаниях. А бедный — это, наоборот, тот, у кого он до предела разогрет, и при этом перманентно неудовлетворён».