Издание «Рефорум» выпустило материал о реформе правоохранительных органов в России:
«Сотрудник правоохранительных органов живет в своем изолированном мире, где работы очень много и работа эта преимущественно – глупая бюрократическая рутина <…> Узнать, как устроен внешний мир, он фактически не может. У него нет опыта поиска работы, конструктивного обсуждения с коллегами и поиска приемлемого решения какого-либо вопроса. Поэтому любая жертва рассматривается как «проблема», от которой нужно избавиться. <…> Войти в ситуацию жертвы сотрудник правоохранительных органов очень часто не может: его (её) жизненный опыт крайне ограничен. Поэтому насилие – это вполне приемлемо. Поэтому любая инициированная сверху противоправная активность (будь то коррупция или политические преследования) не вызывает отторжения.
Значительная часть проблем требует системных решений в сфере уголовной политики, судоустройства и т.п. Такие решения даже при готовой программе реформ требуют длительного (годы) обсуждения и прохождения через соответствующие процедуры. Другая часть предполагает возможность быстрых решений, но эффекты станут видны только через 5-7 лет <…>.
<…> Сегодня все руководители во всех органах оцениваются вышестоящим руководителем по набору формальных показателей. Создание новой системы оценки, в которую будут вовлечены местные (в том числе представительные) органы власти и которая станет публичной, - быстрый и простой механизм.
<…> Необходимо временно (на 3-7 лет) создать отдельную структуру, которая будет расследовать случаи полицейского насилия и/или коррупции и передавать такие дела в суд.
<…> Необходимо создать ведомственный нормативный акт, который обеспечивает широкий доступ для адвокатом, журналистов и членов общественных советов, можно за день. В течение нескольких месяцев это даст эффект. Понятно, что такая мера ощутимо снижает эффективность раскрытия преступлений, но защищенность подозреваемых и задержанных – важнее.
(Другое быстрое решение– Полит.Ру) – сокращение полномочий. Сегодня каждый гражданин или организация в любой момент могут оказаться объектами проверки. Перечни оснований, дающих право на проведение проверок, -- открытые. Редактирование закона, превращающее эти перечни в закрытые (ликвидация фраз типа «и другие основания…») возможна в течение нескольких месяцев и через несколько месяцев же даст эффект».