Профессор РЭШ Султан Мехмуд публикует в Forbes результаты исследования влияния религии и политики на суды:
«Являются ли судьи беспристрастными вершителями судеб и последователями принципа верховенства закона или же они такие, как и все мы?
В этом вопросе давно пытаются разобраться исследователи из разных стран, и похоже, в научном сообществе постепенно формируется консенсус, предполагающий, что на судей действительно влияют внесудебные посторонние факторы, не связанные с реальными фактами рассматриваемых дел. <…>
Однако есть довольно важная сфера, влияние которой кажется очевидным даже обывателю, — это политика. Есть и вторая столь же влиятельная сфера — религия. Вместе с коллегами я решил исследовать, насколько сильно влияние религиозных факторов, и чего в нем больше с точки зрения правосудия — плюсов или минусов. Мы сфокусировались на Индии и Пакистане и изучили примерно полмиллиона уголовных дел, причем в Пакистане был затронут период более чем в полвека — с 1950 по 2016 год. <…> Для нашей исследовательской модели мы решили взять приговоры, вынесенные в священный для мусульман месяц Рамадан, когда верующие должны соблюдать пост от рассвета до заката. Мы изучили, как решения судей-мусульман меняются с каждым дополнительным часом соблюдения поста.
Проанализировав данные, мы обнаружили, что число оправдательных приговоров увеличивается. Важно, что такой эффект отсутствует у судей немусульман. <…>
Наши результаты показывают, что вероятность оправдательного приговора увеличивалась примерно на 10% с каждым дополнительным часом поста. <…>
Казалось бы, найден замечательный механизм, который повышает качество правосудия. Однако мы с вами живем не в идеальном мире. В другом исследовании вместе с коллегой Авнером Серором из Школы экономики Экс-Марселя мы показываем крайности, к которым приводит влияние религии на работу государственных и общественных институтов. Изучая военный переворот 1999 года в Пакистане, мы увидели, что получение религиозными лидерами политической власти негативно повлияло на работу судов и соблюдение принципа верховенства закона. <…>
Любые религиозные перегибы негативно влияют на независимость судебной системы, независимо от того, к какой конфессии относятся политики. <…>
Какой можно сделать вывод? Каждый из судей может иметь те или иные личные предпочтения. При сохранении независимости суда и при отсутствии сильного внешнего — политического, религиозного или военного — давления индивидуальные судебные искажения не влияют на общее состояние правовой системы. Однако если начинается прессинг со стороны других ветвей власти, то становится уже неважно, как вчера сыграла любимая команда судьи или что он ел на обед — и ел ли вообще. Решения будут приняты совсем в других кабинетах».