Один из основателей проекта «Диссернет» Андрей Заякин опубликовал доклад «Наука врать и ненавидеть». «Прочтя тысячи диссертаций (в основном) по социальным наукам и прослушав сотни выступлений экономистов, юристов, политологов, педагогов, философов на диссертационных советах в оправдание воровства, мы стали приходить к выводу, что торговля учёными степенями – это наименьшее из зол. Гораздо хуже, гораздо опаснее – отказ от рационального мышления, или попросту мракобесие, которое выдают за научное знание в своих выступлениях, экспертных заключениях и статьях многие представители общественных и гуманитарных отраслей. Уровень этого мракобесия можно сравнить с тем, как если бы на физических факультетах вдруг стали преподавать геоцентрическую систему мира», – делится наблюдениями Заякин.
«Отказ значительной части российских представителей социальных и гуманитарных наук (экономика, право, социология, философия, культурология, политология, педагогика) от рационального мышления заметен (статистически значим) на самом низовом уровне», – утверждается в докладе.
В тексте выделяются «маркеры лженауки», и приводятся многочисленные примеры того, как псевдоученые подменяют научную работу пропагандистскими штампами: «В Российской государственной библиотеке в нескольких десятках диссертаций приводятся ссылки на «план Даллеса» как на достоверный документ («план Даллеса» внесен в реестр экстремистских материалов – «Полит.Ру»). Более чем в сотне работ обсуждается «Бильдербергский клуб» как сверхвлиятельная структура, вершащая судьбы Вселенной. С ним в полусотне диссертаций конкурирует «Римский клуб» как один из таинственных миродержцев (а не как клуб учёных, занимающихся исследованиями экологии, экономики и устойчивого развития). В десятках диссертаций обсуждается всерьез «пропаганда гомосексуализма» (иногда с ней соседствует «пропаганда стерилизации и кастрации» – есть, оказывается, и такое). Приблизительно в тысячу диссертаций можно оценить количество работ, в которых обсуждается «мировое правительство» – всерьёз, не в рамках исследования конспирологии, а как существующий субъект или как предмет устремлений западных элит. Поиск «внутренних врагов» в научных работах начался намного раньше, чем стал мейнстримом в решениях законодателя и телевизионной пропаганде. Контекст вроде «В этих целях внутри СССР создавалась влиятельная “пятая колонна”», «расписывались планы по расчленению России на отдельные государства с использованием искусственно насаждаемых псевдорелигиозных учений и построение “пятой колонны”» типичен для диссертаций по политологии; консервативная оценка их количества может быть дана в районе как минимум сотни».