Блогер Павел Пряников пишет:
«Принято считать, что при Сталине появилась борьба с "вредными науками" — кибернетикой, генетикой, лингвистикой и т. д. Но у социолога Бориса Фирсова в "Антропологическом форуме" (№ 15, 2011) встретил про такие гонения при позднем царизме:
"Министерство просвещения долгое время считало, что преподавание новой науки социологии компрометирует любое учебное заведение. Сановные бюрократы даже переиначили сам термин 'социология', назвав ее 'блажьлогией'".
М. Ковалевский организовал в Париже во время проведения Всемирной промышленной выставки (1901) Русскую высшую школу общественных наук, просуществовавшую пять лет. В школе прошли обучение свыше 2000 чел. Возглавлял школу совет профессоров; в соответствии с французским законодательством, в совет входили три француза. Кроме того, был создан Попечительский совет, который гарантировал французским властям академический характер институции, возглавляли комитет представители европейской культуры и науки: Э. Золя, Ф. Олар (историк, иностранный член-корреспондент АН СССР с 1924 г.), Л. Леви-Брюль (этнолог и психолог), А. Фулье (философ и социолог, известный работами по психологии народов), Г. Тард (один из создателей социальной психологии) и известнейшие люди, многие из которых преподавали в школе.
Знаменательно, что Николай II оценил школу как "вредную".
Опыт Русской школы вскоре получил продолжение в деятельности бехтеревского Психоневрологического института. Интерес к изучению человека на базе синтеза естественных и социальных наук был настолько велик, что в этом институте в 1908–1916 гг. прошли обучение свыше 6000 чел., после чего институт разогнали».