Политолог Павел Пряников пишет о причинах борьбы консерваторов с прогрессом:
«Гражданская война в США в 1861-65 годах имела под собой другую основу, чем у нас принято думать – не по поводу рабовладения в южных штатах, а из-за запрета рабовладельцев в Конгрессе на прокладку железных дорог на Среднем Западе и далее к Тихому океану. Об этом пишет экономический историк Скотт Рейнольдс Нельсон в своей книге «Океаны зерна».
<…> Это хороший пример того, что у борьбы консерваторов против прогресса тоже чаще всего причины не этическо-идеологические или библейские (которыми они прикрываются), а финансово-политические.
В случае США середины XIX века – это страх южан потерять большинство в Конгрессе из-за того, что огромное число эмигрантов из Европы селились на Севере или за счёт новых железных дорог в Центре и на Западе. Эмигранты выбрали бы большинство в Конгрессе из северян.
Денежный же страх консерваторов – что железные дороги преимущественно будут возить пшеницу и кукурузу Северян в порты, а не хлопок Южан. <…>
В России сейчас конфликт между консерватизмом (охранительством) и прогрессом тоже имеет не этико-идеологическую, а финансово-политическую основу. Это страх стариков, что власть рентно-ресурсных денег сменится властью денег буржуазно-городской экономики (интернет-экономика, торговля, стройка, сервисы и т.п. – всё, что составляет новый частный бизнес, выросший вне сырья и приватизированных советских активов).
Это совпало и с поколенческим кризисом, когда сырьевая рента и приватизированные советские активы принадлежат старикам, захватившим эти активы ещё в 1990-е и 2000-е, а городская буржуазная экономика возникла позже и потому управляется более молодыми людьми».