Политологи Кирилл Рогов на youtube-канале «О стране и мире» говорит:
«Это сложная история, без этих вот всяких, что мы сейчас найдем либо советского человека, либо советскую элиту, либо советское что-то и все объясним, и станет ясно, что ничего другого не могло быть. Мне как раз кажется, что это сложная история. Это конфликт.
Это в некотором смысле то, что сейчас происходит, - внутригражданский конфликт в России, который разрешается при помощи внешней экспансии <…>, которая позволяет применить совсем другие средства во внутренней политике. <…> И выражением этого конфликта как раз был Алексей Навальный (внесен в список террористов и экстремистов – Полит.Ру). Его фигура показывала, что спрос на это растет, на некоторую альтернативу растет. И что власти не справляются с тем контролем, с теми инструментами контроля над обществом, которые у них были раньше, что у них вываливается из рук. Что здесь растет большая аудитория, растет некоторая секта. <…>
Но если посмотреть на сегодняшний путинизм, мы чувствуем, что там есть другая вещь, которая никак не связана с советскими элитами. А именно вот это воспитание идеологии силы и насилия. И это длинная история, она связана с Путиным, безусловно, который является тем, что Адорно описывал как авторитарную личность, идеологом насилия. Он мыслит мир как насилие. Но это целая огромная генерация людей, которые воспитывались, консолидировались на протяжении последних полутора десятилетий вокруг него.
Идеология насилия имеет глубокие корни и в пенитенциарной системе советской и в Советской армии, в ее садизме, вообще в таком бюрократизированном садизме, который прямо из советских времен тоже плыл и доплыл до нас, но сейчас он вырос в такой кусок этот институциональный, государственный садизм, садизм как государственная идеология. Он вырос в такое большое-большое социальное явление. И это никак не вытекало из той конфигурации позднесоветских элит, которая была. Это могло сложиться, а могло и не сложиться. И нам нужно понять, откуда взялась эта идеология насилия, потому что она является сегодня вот тем отравленным ядром, которое находится в середине России, которое все это превращает во что-то нехорошее и гибнущее».