Журналист, специалист по постсоветскому пространству Кирилл Кривошеев в издании Forbes пишет, почему в России началась новая кампания против мигрантов:
«Волна национализма в России на первый взгляд противоречит другому тренду 2022-2023 годов — превращению бывших советских республик в основных внешнеполитических и экономических партнеров, которых просто так обижать нельзя. За примерами далеко ходить не надо: Азербайджан, пользуясь новым привилегированным статусом, завершил карабахский конфликт, а Таджикистан в августе этого года даже присылал в Россию инспекцию для проверки уровня жизни мигрантов. Считается, что все это происходит потому, что Россия сейчас слаба и зависит от соседей больше, чем они от нее. Но где же тогда гнев Баку из-за раздачи повесток в военкомат участникам потасовки в воронежском ресторане, а Душанбе — из-за «таджикских батальонов», которые предлагает создать коммунист Матвеев?
Его нет потому, что речь идет о людях, которые уже получили российский паспорт. <…> Любое возмущение по этому поводу будет выглядеть вмешательством во внутренние дела. Исключения могут составлять случаи, когда, например, подписать военный контракт предлагают иностранным гражданам. Но на это у Узбекистана, Таджикистана и Киргизии еще с прошлого года готов ответ — статья за наемничество. По ней, кстати, уже появилась актуальная правоприменительная практика: суд в Бишкеке в мае приговорил жителя страны к 10 годам за участие в российской «спецоперации» <…>.
Ставка на национализм в России перед выборами — далеко не новое явление, и таджикские, узбекские и киргизские власти прекрасно это знают. Пока этот процесс будет держаться в рамках «ваши — это ваши, а кто принял российский паспорт — уже наши», особенного раздражения быть не должно — правила игры все знают. Другой вопрос, удастся ли российским властям вовремя нажать на тормоз. Многие русские националисты воспринимают нынешний этап истории страны как поворотный, после которого возврата к прежним порядкам уже не будет. <…>
Запущенное самими властями России убеждение, что после 2022 года уже ничего не может быть как раньше, может стать для них едва ли не самым серьезным вызовом в выборный год. Заменить «чужеродных» таджиков и узбеков православными молдаванами и сербами, как предлагают некоторые эксперты из националистического лагеря, — это, конечно, утопия. И у тех, и у других уже есть отработанные маршруты трудовой миграции в Евросоюз, где зарплаты в два-три раза выше российских, да еще и без проблем с конвертацией.
Накачка националистических настроений в нынешнем виде может в первую очередь навредить стабильности в самой России, а уже затем подорвать баланс в отношениях с традиционными поставщиками рабочей силы. <…>
Кроме России, у трудовых мигрантов из стран Центральной Азии есть Турция, Южная Корея, ОАЭ, Китай или даже Казахстан. Отталкивая этих людей от себя, Россия ко всему прочему подрывает позиции русского языка — ведь для работы в Сеуле нужен совсем не он».