Посол КНР в ЕС Фу Цун дал интервью The New Statesman, в котором поделился взглядами официального Китая на украинский конфликт и перспективы отношений с Европой:
«Китай дал ясно понять, что он выступает за территориальную целостность всех стран. Тем не менее, откровенно говоря, я не понимаю, как можно достичь устойчивого мира, если не решить вопросы безопасности, волнующие обе стороны конфликта. Поэтому вы не можете сказать, что Китай на стороне России в этом вопросе. Пекин хочет способствовать мирному урегулированию.
<…> У нас своё особое дипломатическое видение ситуации и поэтому, я думаю, что на данном этапе простое осуждение (действий России – Полит.ру) с нашей стороны ничем не поможет делу. Наоборот, это скорее уменьшит пространство для дипломатического манёвра. Если все страны займут позицию одной из сторон конфликта, то кто будет посредником мирного урегулирования? Но это не значит, что мы поддерживаем чьи-либо действия в текущем противостоянии.
<…> На мой взгляд, некоторые политики оценивают Китай со стратегических и реалистических позиций, которые мы можем только приветствовать. Но, к сожалению, есть и такие, чье мышление окрашено в идеологические цвета. Мы не отрицаем идеологических различий и взглядов на определенные вопросы касательно прав человека между нами. Однако мы считаем, что наши общие интересы перевешивают наши разногласия. Таким образом, мы не должны позволить тому, что нас разделяет, определять наши отношения. К сожалению, сейчас популярно такое разделение на так называемые демократии и автократии. На наш взгляд подобный нарратив одновременно ложный и, я бы сказал, опасный.
Мы считаем себя демократией. Именно поэтому мы полагаем, что это ложный нарратив. Кто дает стране право определять, кого считать демократией, а кого автократией? Это опасно в том смысле, что подобное деление мира на два идеологических лагеря может привести к новой Холодной войне. Поэтому я говорю европейцам, что будущее мира зависит от того, как Китай и Европа распорядятся своими отношениями. Людям важно обладать чувством истории. Нам нужно осознать ответственность перед миром и перед будущими поколениями, перед нашими внуками. Поэтому мы не хотим возвращения эпохи Холодной войны».