Участник нашего проекта «После» экономист Дмитрий Прокофьев пишет:
«Суть "проблемы неравенства" еще полтораста лет назад лучше всех сформулировал французский писатель Эмиль Фаге: "Страдают в действительности при виде чужого счастья, несчастье бедных в этом и состоит". <…>
Ситуация в РФ — самый яркий тому пример: проблема роста неравенства в девяностые была даже не в том, что кто-то разбогател, а в том, что этот кто-то разбогател стремительно и без понятных людям причин. Был человек как будто "никто" (на самом деле нет, в российской верхушке нет посторонних и случайных людей) — и бац, стал олигархом, в то время как все остальные остались более-менее на том же уровне, что и были (в РФ, безусловно, вырос комфорт жизни в больших городах, возросла доступность товаров и услуг, но за всё это надо работать и работать тяжко, сказку о том, как власть поделилась с людьми нефтяными доходами, сама власть и сочинила).
Плюс — и это реально бесит людей — богатые совершенно не отдают себе отчета, на каком дне обитает большинство бедных. <…>
Но надо отдать должное и начальству РФ, оно смотрит, чтобы никто не стал совсем нищим: доля пенсий/пособий в доходах людей в 2000 году составляла 14 %, в 2010-м — 20,4 %, а в 2020-м — 23,1 % (в СССР доля социальных трансфертов в доходах превысила 10 % только во второй половине 1980-х, когда на пенсию начало выходить поколение, не успевшее попасть на войну).
Зато начальство так же внимательно смотрит, чтобы никто не разбогател мимо власти: если в 2000 году доля доходов от предпринимательской деятельности в доходах населения России составляла 15 %, то в 2010 году — 12,7 %, а в 2020-м — 7,6 %. Это называется "взять у небогатых и отдать бедным" (нефтегазовые доходы правительства практически полностью уходят на силовой блок и федеральную администрацию).
Вот здесь, как мне представляется и суть "проблемы неравенства в РФ".
Власть (живые люди, наши министры-капиталисты) совершенно четко представляют себе, кому в стране положено быть супербогатым (и оставаться таким вечно), кому можно жить лучше большинства людей, работая на обеспечение богатства и власти этого 0,001 %, и кому положено навечно оставаться "в мужицком звании".
А вот все остальные могут иметь по поводу этого распределения свое, альтернативное начальственному мнение, которое они пока держат при себе».