Экономист, профессор Чикагского университета Константин Сонин пишет о связи империализма и СВО:
«В последние сто лет Россия не имела никакого серьёзного интеллектуального анти-имперского движения. Анти-имперский манифест Солженицына «Как нам обустроить Россию» был проигнорирован <…> как раз, возможно, из-за непривычности постановки вопроса.
Из крупных стран, в прошлом империй, России уникальна отсутствием анти-имперских настроений. В США, например, всегда было сильна изоляционистская, анти-имперская идеология. Отголоски этого явления сейчас можно видеть в публичной дискуссии – американские изоляционисты не поддерживают помощь США Украине <…>.
Как это ни странно, архаичность имперской риторики и имперского подхода оказалось дополнительно привлекательной для путинского режима, идеологически и инструментально обращенного в прошлое и нацеленного на сохранение архаических практик.
Помимо имперской идеологии, ключевую роль сыграла деградация российской власти. Система дошла до такого состояния, при котором элементы, которые должны были бы исполнять роль «предохранителей», не сработали.
Концепция «failed state» <…> появилась для описания государств, в которых органы государственной власти не способны выполнять свои самые базовые функции. С одной стороны, России в 2022 году, конечно, не являлась провалившимся государством потому что большинство государственных функций исполнялось. С другой стороны, например, органы безопасности выполняли свои функции только в каком-то новом, специальном смысле <…>. В то же время органы безопасности не только не охраняли безопасность государства в плане поддержания экономической и военной безопасности, но, напротив, активно способствовали их снижению.
Свои функции утратили не только органы безопасности, но и другие, более важные органы государственной власти. Ярким примером, является <…> парламент, утративший и роль законодательного органа, и представительного».