Политик Олег Шеин в издании «RTVI» пишет:
«Отказ от официальной занятости часто происходит по желанию самих иностранных работников. Почему так? Вроде бы обычному работнику выгодно иметь трудовой контракт, чтобы быть защищенным в правах. Но российские правила совершенно сознательно делают для иностранных рабочих переход на легальную занятость невыгодной. Если срок трудового договора составляет менее полугода — а на стройках и полях, как правило, так и есть — то НДФЛ для таджика или узбека составит не 13%, а 30%.
С правом на пенсию ситуация еще интереснее. В российском законодательстве оно возникает при наличии стажа в 15 лет и при выработке не менее чем 28 баллов. Один балл выдается за год работы на минимальной зарплате. То есть иностранные работники точно находятся в положении, когда, отчисляя в Российский Пенсионный фонд деньги три года, пять лет или десять они никакой пенсии от него не увидят. Учета этих лет в их национальной пенсии тоже не происходит.
Подумайте: ежегодно те иностранные работники, что все же официально заняты в России, отчисляют в Пенсионный фонд порядка 150 млрд рублей. А из Пенсионного фонда России они не получают абсолютно ничего. И какой смысл им легализовываться?
Права на медицинскую страховку иностранцу официальная занятость в России тоже не дает. Надо покупать полис. Ну и зачем таджикскому рабочему трудовой договор, если платить придется больше, а ни пенсии ни медицинской страховки при этом не появляется?
Но разумеется, если можно использовать неофициальный труд узбекского сварщика или таджикского маляра, то российский работник зачастую попадает на стройку точно на таких же условиях: без выходных, без восьмичасового рабочего дня и с риском остаться без нормального расчета по зарплате».