Политолог Алексей Макаркин в телеграм-канале объясняет про старшее поколение:
«Поколенческие проблемы в современной России часто рассматриваются в контексте различий представителей старших возрастных когорт и молодежи. Но есть не менее значимая тема — эволюция взглядов старшего поколения. Ведь нынешние 60–70-летние россияне — это в значительной части электорат Бориса Ельцина на выборах 1991 года (57 % при 76 %-ной явке) — тогда им было по 30–40 лет. Сторонники демократических перемен, зрители "Взгляда", а несколько ранее — «Покаяния», которое в 1987-м посмотрели почти 14 млн человек.
Так вот про покаяние — на этот раз с маленькой буквы. Представляется, что нынешние подчеркнуто "государственнические" (иногда на грани надрыва) настроения большинства старшего поколения — это своего рода покаяние в сочетании с синдромом недоигранной игры. Покаяние перед предшественниками. В 70-е годы можно было иронизировать над поколением, делавшим ракеты и перекрывавшим Енисей, — но для нынешних старших это великая эпоха, так как на их долю пришлось неизмеримо меньше достижений, свойственных индустриальному обществу. А психология осталась именно "индустриальной" — поэтому новые технологии в банковской сфере или IT не воспринимаются старшим поколением как существенные результаты. А превращение старой фабрики в современное модное пространство вообще представляется деградацией. Отсюда и символическое признание правоты не только военного, но и послевоенного поколений, а также тогдашних консерваторов, которые твердили о едином Союзе как высшей ценности.
Синдром недоигранной игры связан с тем, что в условиях перехода от индустриальной к сервисной экономике не только закрылись многие предприятия, но и поломались жизненные стратегии, которые были легитимными, соответствующими представлениям советского человека о должном. Тогда об этом мало кто задумывался: многие считали, что пройдет несколько трудных лет и всё вернется на круги своя (только без дефицита в магазинах и с более достойными зарплатами — как "у них", на Западе). Потом выяснилось, что возвращения не будет (более того, число закрывавшихся в рамках деиндустриализации предприятий увеличивалось) — и появилась фрустрация, которая с годами только усиливалась. В том числе и потому, что молодые разделяли ее всё меньше и жили "не для совести" — вспомним Савву Игнатьевича из "Покровских ворот", который противопоставлял радость и совесть».