Литературовед Олег Проскурин в свое время обратил внимание на интересный маркер: стремящиеся показать свою образованность граждане часто рассуждают про «унтер-офицерскую вдову» из гоголевского «Ревизора», которая «сама себя высекла».
Особенно охотно вспоминают в последнее время несчастную вдову те, кто протестует против «отмены русской культуры». В роли вдовы — западная цивилизация, которая наказывает себя, отказываясь от Пушкина и Чайковского.
Однако в «Ревизоре» вдова сама себя не секла — ее высек городничий. Мем — про вранье чиновника, а не про глупость вдовы. А защитники русской культуры, получается, либо не поняли шутку Гоголя, либо просто не читали комедию.
«Городничий. Там купцы жаловались вашему превосходительству. Честью уверяю, и наполовину нет того, что они говорят. Они сами обманывают и обмеривают народ. Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-Богу врет. Она сама себя высекла».
Вот свежий пример: актриса Юлия Рутберг на фестивале «Амурская осень»:
«Те люди, которые запрещают русскую культуру, напоминают мне унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла. Это настоящий Гоголь! Русская культура настолько мощная, что ею пропитан весь белый свет! Так что всё равно исподволь русская культура будет проникать к западной молодежи. Какой-то ребенок нажмет кнопку и услышит чудесные детские фортепианные пьесы "Времена года" и спросит: "А кто это?" — "А это Чайковский", — услышит он в ответ. Или как можно изъять из истории мирового кинематографа фильм "Гамлет" режиссера Козинцева, где играет великий Смоктуновский и музыку к которому написал Шостакович».
За Шостаковича с Чайковским и мы бы вступились, если бы им что-то грозило, но тут, кажется, опять кто-то сам себя высек.
Юлия, вам не больно?