Участник нашего проекта «После», политолог Михаил Виноградов о трех стереотипах, связанных с российскими регионами:
«Первый: роль губернаторов резко выросла. Тезис стал популярен, когда в конце сентября российские власти объявили о частичной мобилизации и ввели частичное военное положение. Сравнения со временами пандемии, когда роль глав регионов тоже якобы резко возросла, стали общим местом. Но на деле ковидный 2020 год не привел к серьезному укреплению роли губернаторов. В 2022 году политический вес губернаторов тоже не увеличился. Главам регионов сегодня не хватает политической субъектности. Система военкоматов и помогающих им органов МВД по-прежнему не подчинена региональным властям. И губернаторы по-прежнему не могут повлиять на выработку приоритетов. Всё, что касается войны и сопутствующих ей тем, спускается с федерального уровня. В целом тенденции 2022 года никак нельзя считать признаками децентрализации и рефедерализации.
Второй: регионы — главные драйверы Z-патриотизма. В реальности количество частных машин со знаками Z в Москве и регионах различалось несущественно, а к концу года такие экземпляры и вовсе стали экзотикой. То же касается и властей. Несколько глав регионов действительно демонстрируют подчеркнуто жесткую позицию <…>. Но от губернаторов не требуется выглядеть радикальнее Дугина и Пригожина — и многие из них ограничиваются сугубо ритуальными жестами.
Третий: из регионов высасывают последние соки. Экономики регионов на проблемы 2022 года реагировали примерно так же, как и во время прошлых кризисов 2008 и 2015 годов. Доходную часть региональных бюджетов в 2022-м и, похоже, в 2023 году в целом удастся наполнить, так что государство продолжит вовремя платить по социальным обязательствам и кредитам. В общем, существенно расстановка сил не изменилась».