Исследовательница уличных банд Светлана Стивенсон комментирует в издании «Холод» сериал «Слово пацана»:
«Сериал погружает зрителя в кем-то подзабытую, а большинству зрителей и неизвестную жизнь советского города 1980-х годов. В нем хорошо передан убогий советский быт, где все в дефиците, где на столе гордо красуется вареная колбаса и где утрата меховой шапки превращается в настоящую трагедию <…>. Зритель кожей чувствует промозглость улиц и подъездов, погружается в атмосферу времени, в которой царит всеобщая грубость — от хамского тона продавцов до уничижительного обращения со школьниками учителей и даже уборщиц. Лишь островки культуры — музыкальные школы — как-то выделяются на фоне окружающего насилия, но и они неспособны уберечь своих воспитанников от магнетического притяжения улицы. Там молодые люди создают свои преступные братства.
Этот мир показан очень достоверно. <…> Очень точен уличный жаргон: “предъявы”, “сходняки”, “чушпаны”, “смотрящие”; ритуалы: собрания “улицы”, куда нет хода посторонним, стрелки, ответки, ритуалы приема в группировку и “отшивания” тех, кто вел себя не по “понятиям”.
<…> Создатели “Слова пацана” смогли показать без поучений и морализаторства, как вполне нормальный подросток присоединяется к группировке просто потому, что иначе он не может чувствовать себя в безопасности. Попав туда, он начинает, как говорили тогда, “жить с пацанами”, попадает в сообщество, где создается иллюзия мужской справедливости, где все за всех и все за одного и где “слово пацана” — непререкаемый закон.
Однако чем глубже герой погружается в этот мир, тем большим опасностям он подвергается. Риск оказаться в местах лишения свободы, потерять здоровье и жизнь, не говоря уже о страданиях родных — вот что ожидало вступивших в группировку подростков. Да и справедливости в группировке тоже не было. <…>
<…> Сериал много хвалят критики либеральных взглядов. Помимо художественных достоинств фильма они видят в “Слове пацана” понятное им политическое высказывание. Молодые герои сериала представлены как жертвы загнивающей советской системы, с ее коррупцией и враньем, с ее нарастающими экономическими проблемами. Кажется, что эти пацаны 1980-х — провозвестники грядущих катаклизмов в России, где дряхлеющая путинская система, к тому же затеявшая <…> (СВО – Полит.Ру), практически неизбежно приведет страну к кошмару уличной преступности, насилия, к новому криминальному переделу собственности.
<…> Показывая нравы и порядки «улицы», авторы сериала уходят от обсуждения того, как эта улица вписана в более широкую систему взаимодействий между криминальной и легальной властью. А ведь связи между работниками МВД и криминальными казанскими авторитетами документально установлены. Например, в уголовном деле “Тяп-Ляп” (ОПГ, известная организацией массовых драк и убийств в Казани в 1970-х <…>) есть свидетельства того, что милиция покровительствовала группировке, и после суда над ее лидерами из органов были уволены пятьдесят сотрудников. Об этом «Слово пацана» молчит. Зато зачем-то придумывает не существовавший в те годы низовой идейный антиамериканизм. Нет, в конце 1980-х все иностранное было предметом вожделения, Америку — и весь Запад — заочно любили, да и на дискотеках гопники танцевали не под “Ласковый май”, а под западную попсу.
Было бы хорошо увидеть продолжение сериала, проследить, как группировщики и их авторитеты начинают «подниматься» в новой капиталистической России, присваивая доходы приватизируемых советских предприятий и частных компаний, как они становятся руководителями фирм, депутатами органов государственной власти и ректорами университетов. Но такое продолжение мы увидим едва ли, по крайней мере в ближайшее время».