Журналист Антон Орехъ на YouTube-канале «И Грянул Грэм» рассуждает, почему свобода, появившаяся в Перестройку и первые ельцинские годы, не была принята народом:
«В России история тысячелетнего голода и тысячелетнего рабства. Это <…> моя любимая теория <…>. Люди тысячу лет не имели возможности выбирать, и не имели потребности выбирать. То есть за них решали, само как-то за них решалось <…>, все как-то образовывалось. Поэтому люди привыкли к том, что не они решают то, что происходит в стране и в их жизни, не от них это зависит.
Плюс голод <…>. Я помню в Москве выходишь из метро, и стоят женщины <…> с непонятными квадратами чего-то, потом я понял, что это плитки шоколада <…>. Им выдавали (зарплату – Полит.Ру) вот этим вот шоколадом, не разрезанным на плитки даже <…>. И люди стояли <…>, продавали <…>.
И конечно, когда вам, с одной стороны, рассказывают о том, как замечательно иметь право выбора, как прекрасна свобода, как чудесно иметь возможность говорить все, что ты думаешь, думать все, что ты хочешь. А с другой стороны, жрать нечего. <…> Это вот битва телевизора с холодильником.
Тогда телевизор-то вещал правильные вещи недолго (с 87-го по 89-ый год – Полит.Ру) <…>. Тот момент, когда еще была колбаса, но уже можно было говорить, он был хороший и славный. Люди очень этим увлекались, смотрели, следили за всем этим <…>. Никакие сериалы не имели таких рейтингов, как трансляции съезда.
А потом вдруг говорильня <…> осталась, а жратва стала пропадать. И как-то люди стали думать о таком насущном <…>.
И у нас действительно был тысячелетний голод, тысячелетнее рабство. Люди не имели возможности, не имели желания выбирать и не имели возможности поесть, поэтому когда им еще жратвы подкинули (<…> после лихих 90-ых наступили <…> нажористые нулевые), то они были вполне довольны тем, что их окружает».