будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

«1980-е revisited»: мнения

«1980-е revisited»: мнения
98_kobrin

Эссеистический сериал «1980-е: revisited» вызвал среди читателей отклики – за которые им безмерно благодарен автор этих очерков. Обращено внимание на многое, от истории русского рока до эстетического феномена позднесоветского телесериала; различен и сам жанр высказанных мнений. Начнем с сетевых разговоров. В ЖЖ-сообществе, посвященном «Приключениям Шерлока Холмса и доктора Ватсона», можно обнаружить любопытные рассуждения как о кобринских текстах, так и по поводу советских восьмидесятых, тогдашних телесериалов и самих Холмса-Ливанова и Ватсона-Соломина. Юзер alek_morse написал даже целый «Ответ на статью Кобрина». Процитируем некоторые отрывки оттуда: «1. ... с общими тезисами я более-менее согласен. Правда обо всём этом уже кто-то где-то писал (так что есть какой-то эфект дежавю). И, вероятно, статья не претендует на первооткрывательство... Но если отбросить мысль, что свою статью автор написал только ради наполнения рубрики материалом, то следует спросить себя - зачем же этот текст? Сериал "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" тоже не претендовал на первооткрывательство, напротив, фильм ... своего рода был окном в прошлое, причем, в чужое - в английское, которое, правда, судя по неугасающей любви наших читателей к викторианским писателям, еще и своё, наше прошлое (и, как всё подлинное, - оно же настоящее)... Заслуга фильма была в его стиле, в создании атмосферы - такой знакомой и такой узнаваемой по рассказам. В конце концов, всё дело в эффекте подлинности, воспроизведенном на экране. Возможно, я не прав, но, почему-то, я всегда придерживался мысли, что писать об этом фильме нужно в его же стилевом ключе. Наверное, к этому меня приучили несколько ранних (советских!) киноведческих статей о нем. Увы, но статья Кобрина, на мой вкус, получилась и скомканной и несколько колючей... и в каком-то смысле эрзацем. Возвращаясь к аналогии, я бы причислил этот текст к заключительным сериям шерлокхолмсовского фильма - к "ХХ веку начинается". Если, конечно, считать критику Кобрина этой серии (или взгляд Кобрина на эти серии) справедливым. Лично меня в статье зацепили кое-какие вскользь сделанные ремарки/оценки - о фильме "Место встречи...", о "Семнадцати мгновениях" и т.п. Возможно, я соглашусь с данными автором оценками их культурно-социальной роли, их вписанности в контекст того времени и последующего. Но общий сквозящий из текста сарказм (или горькая ирония?) по поводу их художественных достоинств не показался мне убедительным. Готов предположить, что собака Баскервилей зарыта в юности автора (в чем, собственно, он сам признается). Он прожил то время в другой параллельной вселенной, состоявшей из заграничных пластинок, дружеского общения по вечерам и юношеских увлечений. Эта, описываемая Кобрином, "советская викторианская" вселенная уже тогда представлялась пыльным рассыхающимся комодом... И в этой системе координат Шерлок Холмс - это, конечно, христочекист. Или, во всяком случае, державник, продавший свою индивидуальную свободу за тридцать фунтов стерлингов родной империи. ... Если б я решился взять эти фильмы в качестве примера или материала для взгляда на 1980-е, то я бы прежде всего обратил внимание на то, что эти сериалы/ленты, в отличие от массы второсортных кинопроизведений тех лет, изначально содержали в себе потенциал свободы, потенциал для прорыва из застоя, какими бы крепкими нитями не были бы они связаны со своим несвободных временем. Всё дело в том, что перечисленные Кобриным фильмы, при всём том, что каждый из них это своего рода ретро - взгляд из 1970-1980-х в другое прошлое, в итоге получился вневременным продуктом. И еще - хорошо сделанной вещью, которая не боится погружений в какой угодно иной культурный и социальный контекст, в какое угодно другое время ... В общем, я думаю, что текст Кобрина, скорее, не о фильмах 1980-х, а о неприятии ностальгии по 1980-х в нашем времени - в 2000-х. Такая попытка как-то осмыслить и разобраться с навязчивым сном нашей эпохи». Юзера alek_morse поддержал vovapub: «Ну так и есть))))». Уже в своем журнале vovapub делится собственными воспоминаниями о просмотре телесериалов в восьмидесятые: «Пластинки и портвейн в тот момент времени тоже составляли значительную часть моего тогдашнего восприятия действительности, но "Место встречи" и "Покровские ворота" я увидел в день их выхода на телеэкран.  Эпопею с Высоцким мы смотрели в дворницкой, так называлось место обитания  loshch. По вечерам, когда Тамара Евгеньевна находилась на ночном дежурстве, в доме напротив, в дворницкую набивалась куча народа и тут же отсылались гонцы в Универсам, который располагался поблизости. Обычно, брали алжирское красное и варили его в огромной кастрюле для пельменей (сахар, корица и гвоздика по вкусу).  Вот под это варево и смотрелся сериал с Высоцким. Поэтому я сами события, происходящие там, запомнил плохо. Сюжетная линия каким-то образом  связана с главным строителем узкоколейки Павкой Корчагиным, который чудным образом вылечился от слепоты, отвоевал и пошел служить  ментом, продолжая жить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за мелочное и подленькое прошлое. Еще помню запах корицы и вот эту песню.  Не запомнить ее я не мог. Услышав куплеты про лилового негра, Игорь заорал, - Вертинский, блять, - и упал под стол, опрокинув  на себя бокал горячего алжирского».

Глава цикла о восьмидесятых, где повествуется о советском подпольном роке и о том, как автор сотоварищи проводил недели в герменевтических погружениях в песни «Аквариума», получил сочувственный отклик юзера bolkunac: «Я помню собственное ощущение после первого прослушивания песенки про бабочек: "Друзья, давайте все умрем./К чему нам жизни трепетанье?/Уж лучше гроба громыханье/И смерти черный водоем". Это было ощущение культурного шока - вполне в  культур-антропологическом смысле. Я была возмущена. Я возопила: "что это за бред?!". Я была убеждена, что так петь нельзя. И говорить так нельзя. Однако. После этого я возлюбила "Аквариум" всей душой… с "Аквариума" началось мое религиоведческое самообразование, которое потом принесло плоды. И может быть, именно поэтому мое отношение к религии  - совершенно личное и живое. И у меня христианство совершенно не ассоциируется с патриотизмом и державностью, а ассоциируется, в первую очередь, с тем, кто, собственно, всё и затеял, и который к толстомордым "чинушам от православия" никакого отношения не имеет». 

Как мы видим, «1980-е: revisited» вызвали, прежде всего, эмоциональную реакцию, что неудивительно: тем, кому в 1982 году было 18 лет, сейчас 44. Таких людей много, они с удовольствием заныривают в Интернет и с не меньшим удовольствием вспоминают то время – не столько из-за неких историографических или антропологических соображений, а просто потому, что тогда они были молоды. Кобрин пытался избежать очевидной ностальгии, зато фидбэк на его тексты дополняет лирическую недостаточность всего цикла. В качестве примера приведем небольшой текст рок-музыканта, лидера группы «Хроноп» Вадима Демидова, в 1980-м – соратника Кирилла Кобрина по горьковскому андерграунду:

«Все верно!

Но хотелось бы слегка заакцентировать то, о чем, возможно, Кирилл упомянул вскользь. Главное достоинство 80-х заключается, пожалуй, исключительно в том, что мы были тогда чертовски молоды. Поэтому если и ностальгировать по тому десятилетию, даже с его условными границами, то, скорее всего, по тому, что касается фактов удали, дерзости и зачастую отсутствия инстинкта самосохранения.

А закаливался характер в 80-х в местах сугубо молодежных.

Во-первых, в студенческом стройотряде с его грубым животным трудом  и диким пьянством. Мне удалось побывать в стройотрядах не только в Горьковской области, но и под Ярославлем, и даже в Якутии. Замечено, что отбойные молотки хорошо проветривают голову. И осторожно предположу, что так, как я пил в стройотряде, больше не пил нигде. Может, кто-то меня поддержит…

Во-вторых, на «куче» (или барахолке), где меломаны обменивались рок-н-ролльными пластами. Собственно, кроме как на «куче» западной музычки взять в ту пору было негде, поэтому ходили туда жадно, не особо обращая внимания на частые милицейских облавы (вернее, привыкнув к ним). И то воистину религиозное отношение к музыке (ведь ты ее реально выстрадал!), сегодня утрачено. К сожалению.

В-третьих – на подпольных концертах любительских рок-групп. Кто же в 80-х не поддался искушению быстрой славы и не кинулся на сцене с гитарой наперевес. Впрочем, и слушатели той мятежной музыки тогда хлебнули лиха. Разве не их винтили наравне с теми, кто был на сцене... А сколько концертов отменялось властями за полчаса до начала…

Это были очень медленные годы – возможно, самые медленные за всю советскую эпоху. Медленные и ленивые. Карьеру делали – кто-то, а не мы – в комсомоле, к примеру. И по линии студенческих профкомов.

Но медленные годы предоставляли возможность много читать, много слушать музыки. Не анализировать – лишь впитывать, как губка. Не представляю, если не читать и не пить – на что еще тратить дни в 80-е…

Как ни странно – 80-е я бы назвал по-настоящему культурным временем. Это было время не покетов, а толстенных Музиля или Пруста. И мы не только покупали их на той же барахолке, но и – внимание! – читали.

Тогдашний труд на заводах и в организациях мне из сегодняшнего далека тоже кажется медленным – с длинными чаепитиями, перекурами. Никто никуда не спешил. Поэтому после обеда опять же доставалась книжечка и прочитывались главы. Забавно, что в годы без Интернета и ЖЖ, у нас ужасно чесались руки по всякой писанине. Например, почему бы не делать свой подпольный рок-журнал? С тиражом в одну закладку пишущей машинки. И писать для друга из другого города - в такой же журнал (ведь друг тоже заразился идеей). А еще фотографировать на концертах локальных рок-героев и аккуратно вклеивать их рожицы на отдельные странички журнала.

Выпускались номера: первый, второй, третий. Обычно на третьем номере уже хотелось что-то придумать с тиражированием. Хотя в тут пору и ксерокс был под замком. Где сейчас эти номера?..

Отдельная тема – кухня. В 80-е мы постоянно ходили друг к другу в гости. Засиживались до ночи, оставались до утра. В каждой квартире были спальные места – матрасы на полу, старенькие диваны, которые не выбрасывались с расчетом на гостей. На кухнях опять же пили, и конечно, пели песни (в том числе что-то из БГ, Цоя и Майка Науменко), рассказывали анекдоты. Анекдотов было много, большинство смешные. Песни были такие, что все слова в точку, ни отнять, ни убавить, сейчас таких почти не выдумывают. И ведь нас хватало на то, чтобы расшифровывать коды этих подчас непростых словес.

Тогда нас вообще на многое хватало…

Вадим Демидов, хроноп»

От эмоций – к попытке рефлексии, своего рода экспресс-анализ цикла «1980-е: revisited». Парижский литератор и филолог Андрей Лебедев написал небольшое эссе о советских восьмидесятых - и о нашей серии эссе о советских восьмидесятых:

«Вопрос об особенностях и реальных временных границах восьмидесятых – тяжкий вопрос, поскольку требует осмысления самого гремучего и дремучего куска жизни для поколения родившихся в первой половине шестидесятых. Юность, переходящая во взрослость, попытки сделать себя, жить достойно или хотя бы весело в атмосфере трупных запахов, исходящих от дедов-колдунов-племенных вождей... Говорю именно об этом поколении, так как к нему принадлежат и Кобрин, и я, читатель.

Автор настаивает на выпадении (из), ускользания (от), провальности восьмидесятых для сознания; естественно, задаёшься вопросом о том, насколько он объективен в своих ощущениях. Должен сказать, что мне они близки. Определим симптом. Пациент (а таковым я прежде всего считаю самого себя) не может вспомнить кусок своей жизни. Но в чём, собственно, дело, что за затемнение на воображаемом психорентгеновском снимке? Скажу то, что давно зудит на кончике языка: поколение, о котором идёт речь, является поколением «живых трупов». Как мы ни смейся тогда над чередой исчезновения вождей, воображая себя могильщиками из «Гамлета», но сам опыт трёх смертей глав государства в течение трёх лет, с 1982-го по 1985-ый, является опытом чрезвычайным. «Живые трупы» – поскольку взрослевшие в заброшенной промзоне Гадеса, мы собирались и далее сумерничать в том краю…

Сенильная вторая половина семидесятых, вползшая в хронологические восьмидесятые, – с момента клинической смерти Брежнева в 1976-ом по его настоящую кончину в ноябре 82-го. Далее период бардо, буддистского посмертного существования, – с конца 82-го по невнятное начало горбачёвщины (здесь я снова согласен с автором «1980-е: revisited»  – историкам вольнó открывать перестройку «апрельскими тезисами» 85-го, но кто их тогда и впрямь воспринимал как начало новой эпохи? Так, болтология, вихри на газетной бумаге). Наконец, где-то с 87-го, начало событийного перестроечного вала, и – по рубеж 91-го–92-го, развал Союза, отпуск цен. Тогда и закончились восьмидесятые.

Они делятся на две очень разные половины: приготовление к смерти, смерть и – сияющее бардо дхарматы, надежды на скорое просветление и нирвану, издание полного Солженицына и просвещённый капитализм. Но роднит их иллюзорность: смерти и последующих ожиданий. Нирваны не получилось, Кобейн пустил себе пулю в лоб (94-ый). А до этого были срочно отозваны по загробделам СашБаш (89), Цой (90) и Майк (91). Вместо нирваны – новое воплощение, «низвержение в историю», по словам нашего автора. Что ж, поживём ещё. Есть хорошая музыка. Вчера скачал два занятных альбома».

И, наконец, отклик представителя совсем другого поколения. Петербургский литератор и переводчик Ольга Серебряная увидела в советских восьмидесятых нечто схожее с постсоветскими двухтысячными. Точнее – в «людях восьмидесятых» увидела «людей двухтысячных»:

Школа восьмидесятых

Чисто исторический ход рассуждения отброшу сразу: мне не кажется, что историю как регистрацию и фундированную интерпретацию фактов должна занимать такая генерализация, как «восьмидесятые годы». Diffirentia specifica, способная оправдать такую генерализацию, вряд ли существует. Смена десятилетий является рядовым фактом григорианского летоисчисления.

Чтобы наделить десятилетия каким-то смыслом, нужно прибегать к человеческому опыту: фигуры «я и мои знакомые», «мы, фронтовики», «наше поколение», «потерянное поколение» появились вместе с теоретическими попытками преодолеть пропасть между хронологией и жизнью, найти ту точку, где опыт проживания жизни, человеческий опыт временности преображается (или не преображается) в Большую Историю. Важно было как-то понять, что не «победоносная Красная Армия с союзниками» победила во Второй мировой войне, а вот «мы» победили, то есть «мы, которые до этого пережили… и мы, которые после этого» – ну, например, сели. В такой ретроспективе общее обозначение «восьмидесятые» приобретает смысл определенного периода жизни, но одновременно и лишается четких календарных границ. Об этом Кирилл Кобрин писал в предварительных заметках к серии своих эссеистических материалов.

Читать эти материалы, однако, меня побуждал не интерес к собственно восьмидесятым годам, а любопытство, которое я испытываю к жизненному опыту разных людей. Скажем, меня всегда поражала невероятная эрудированность моих старших знакомых по части зарубежной прозы XX века. Теперь я получила внятное объяснение, откуда растут ноги у этой эрудиции. Меня всегда удивляло равнодушие старых рокеров к творчеству Б. Гребенщикова девяностых-двухтысячных годов. Кобрин внятно показывает, как изменился со временем режим восприятия этого творчества. Восьмидесятые годы прояснились – но в то же время стали какими-то чужими.

Поколенческая привязка, очевидно, требует еще и возрастного пояснения. Кобрин писал о восьмидесятых годах в восприятии двадцатилетних. Вымирание генсеков, конечно же, представлялось не всегда трезвым глазам этих людей частью какого-то инопланетного макабрического представления, глубинный смысл которого можно было искать где кому нравилось. Я пошла в школу 1 сентября 1982 г., и для меня (читай: для поколения восьмидесятых с возрастной привязкой «детство») их вымирание имело несколько иной смысл.

Первое сентября еще не было тогда свободным от уроков праздником. У нас был урок, конкретно урок букваря. Учительница раздала каждому по синенькой книжке с мелкими буратинами и мурзилками на обложке и стала объяснять, что там и как. К концу объяснения она предложила нам полистать букварь с конца, дабы обнаружить там портрет Брежнева. Мы обнаружили. «Это портрет Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза Леонида Ильича Брежнева, трижды (или четырежды? – О.С.) Героя Советского Союза, мудрого руководителя» и т.п. Дальше она немножко поговорила о миролюбивой политике нашей страны и спросила, есть ли вопросы. Вопрос был. У меня. Я подняла руку.

Вопрос у меня был чисто технический. Мне хотелось понять общую функцию страницы, о которой учительница Зинаида Степановна так долго распространялась. Букварь мне представлялся чем-то вечным (алфавит же не меняется), тогда как генсеки, как и все прочие люди, должны были жить, а потом умирать. Я спросила: «А вот когда Леонид Ильич умрет, на этой странице напечатают портрет следующего генсека или будет две страницы: с Леонидом Ильичем и со следующим?» Правильного ответа я, кстати, так и не узнала: у меня не было младших siblings.

Репрессий, конечно, не последовало: что взять с семилетнего ребенка. Но когда через пару месяцев Леонид Ильич-таки умер, для меня и моих одноклассников особой неожиданности в этом не было, потому что это событие уже проговаривалось. Зато после смерти двух следующих букварь для будущих первоклашек неизменно прирастал в моем воображении еще на одну страницу.

Но дело даже не в подобных анекдотах. Дело в том, что детский взгляд на восьмидесятые открывает совсем иное их измерение, и объясняет, кстати, - почти тотальную нереализованность моих ровесников в двухтысячные годы. Кобрин описывает жизнь в восьмидесятые как жизнь под уютно обставленным трюмом, жизнь в ракушке, жизнь, настроенную на улавливание внешних колебаний и поглощения труднодоступных жидкостей: то есть чаепития и землетрясения, как у Леона Богданова. Или сравнительный анализ портвейнов и новые пластинки уж не знаю кого (я из другой возрастной привязки). Ребенок жил по-другому. Ребенку в «хорошей советской семье» ни чифирить, ни пьянствовать не давали. Оставалось только улавливать. А улавливалось вот что.

Родители все время коммуницировали: и между собой, и в режиме улавливания и обсуждения внешних колебаний. Программа «Время» исполнялась ч/б телевизором «Садко» с диагональю не больше 14-ти дюймов исключительно под их живой комментарий. Комментарий неизменно издевательский. Восьмидесятый год встречали тостом за коммунизм, при котором мы будем жить в восьмидесятом году. Положение на работе описывалось на грани мата. Поездки к бабушке в деревню каждый раз заканчивались обсуждением сельскохозяйственного распиздяйства (если не сказать хуже) советских властей. Фильмы на производственную тему папа смотрел с каким-то мазохистским удовольствием. То есть действительность была гаже некуда со всех точек оценки. Казалось бы, нужно было уходить в андеграунд.

Но мои родители (как и подавляющее большинство родителей моих «сопластников») ни в какой андеграунд не уходили. Они продолжали ходить на работу, на выборы, ездить на картошку, участвовали в Днях здоровья и коммунистических субботниках. Более того: те же самые родители моих «сопластников» работали воспитателями в детских садах, где ничего, кроме крика, детям не давали, они же трудились за прилавками магазинов и с легким сердцем посылали своих сограждан куда следует, они же сидели в детских поликлиниках и начинали все свои реплики со слова «Мамаша!», их же можно было найти в жилконторах, кассах кинотеатров, они же работали учителями музыки (а теперь, дети, послушайте Сороковую симфонию Моцарта, а я пока в магазин). То есть налицо было тотальное двуличие. Все без исключения были прекрасными людьми, у которых душа болит за этот бардак. И все без исключения этот бардак усиливали и ухудшали. Господствовало доведенное до виртуозности применение принципа als ob.

Мне разъясняли, что жизнь такова. Говорили: «А кто тебя будет кормить, если нас с работы уволят?» Аргумент для детских мозгов весомый. Но для детских мозгов отсюда следует только один вывод: а вот я так не буду. И вывод этот только укреплялся, когда вдруг наступила перестройка и появилась возможность объяснить главной комсомольской мымре Крысе Петровне, почему нам не нужна школьная форма, куда должен идти ее комсомол и как ей обеспечить рекорд по сдаче макулатуры (конкретно предлагалось почистить школьную библиотеку на предмет «Малой земли», «Поднятой целины», «Молодой гвардии», Устава ВЛКСМ и прочих материалов Пленумов и Съездов). Жизнь вдруг из двух призрачностей (несуществующей правды и тотального «как бы») образовала вполне устойчивую реальность.

В общем, у нас все получилось. Школьную форму мы успешно отменили. В комсомол не вступил в нашем классе ни один человек. Мы все поступили в вузы и разъехались по разным городам. Но никто из моих одноклассников и однокурсников не стал «успешным человеком» в понимании докризисных двухтысячных.

В девяностые у нас не было времени: мы учились. Кто учился стратегически правильно, сейчас учит других за пределами России. Те, кто не захотел уезжать или не желал заниматься наукой, столкнулись в зрелом возрасте с забавной инволюцией реальности: только что установившись, она вдруг снова начала расслаиваться на «как бы». Причем в двухтысячные этих «как бы» оказалось уже два: одно должно применяться к действиям человека (надо как бы работать, получать как бы зарплату, делать как бы журналы и т.д.), а другое объясняло этому же самому человеку его жизнь: как бы по-другому нельзя, нужно как бы это сделать, чтобы потом как бы получить доступ, такой как бы принцип… То, что в восьмидесятые годы еще старомодно называлось «правдой» и отсутствие чего столь болезненно ощущалось, в двухтысячные тоже сдулось до призрачного «как бы». И называться это стало постмодернизмом.

Восприятие восьмидесятых детскими глазами дает до странности современную картину. И в этой картине нет места людям девяностых.

P.S. Автор цикла «1980-е: revisited» еще раз благодарит читателей за внимание, за отклики – и, конечно же, ожидает новых.

Весь цикл 1980-е revisited:

  • 1980-е revisited, глава седьмая и последняя: На днище
  • 1980-е revisited: 6. Из жизни йориков
  • 1980-е revisited: 5. Иностранная литература
  • 1980-е revisited: 4. ...особенно в узком кругу
  • 1980-е revisited: 3. От Гримсби Ройлотта до Эдуардо Лукаса
  • 1980-е revisited: 2. Когда умирали генсеки
  • 1980-е revisited: 1. Хронологические рамки черной дыры
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).